Убить Гоголя!..
Еще не отгремели общественные баталии по поводу предстоящего выхода на экраны кинотеатров фильма А. Учителя «Матильда», где в извращенном свете представляются эпизоды из жизни святых царственных страстотерпцев, а уже готовится еще один удар по русской истории и культуре. Причем все идет более тихо и спокойно. Без пыли и излишнего шума. На телеканале ТВ-3 анонсируется премьера «мистического» детектива «Гоголь». А перед премьерой, где-то в августе 2017 года, «фильму» пропустят по кинотеатрам.
Трейлер «Гоголя» широко разошелся по интернету. В него по обычаю напиханы самые «лакомые» кусочки. Судя по кадрам, в «произведении» отображается много обнаженной натуры (ведьмачной и не очень) и еще много всякой бесовщины.
В сериале принял участие известный актер Олег Меньшиков («Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник»), а в роли Николая Васильевича Гоголя выступил Александр Петров (более знакомый зрителю по сериалам, чем по работам в «большом кино»).
Продюсером сериала выступил некто Александр Цекало (бывший солист кабаре-дуэта «Академия», шоумен, бизнесмен и т. д.), почитающий себя атеистом, терпимо относящимся ко всем религиозным конфессиям.
Хорошо, что хоть авторы фильма не притязают на историческую достоверность. Однако страшно другое. Цекало заявил РИА «Новости»: «В сериале 90 процентов кейсов, если можно так выразиться, из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». А те, что не из сборника, все равно навеяны Гоголем». Но судя по трейлеру, то как раз-то замечательную поэтику «Вечеров» и гробят открыто и нагло. «Вечера» убиваются этим сериалом. Как и Гоголь.
Человек светский после просмотра такого кино будет искать сугубо чертовщину в текстах Н. В. Гоголя, а добравшись до «Мертвых душ», их после первых же страниц отбросит в сторону с отвращением, мол, ждал вампиров, а там про другое. А вот до «Тараса Бульбы» и «Выбранных мест из переписки с друзьями», тем паче до «Размышлений о Божественной литургии» не дойдет, духовный шлях намертво перекрыт кордоном «мистического» «Гоголя» (от Цекало с компанией).
Впрочем, удивляться не приходится. Сколько уже гадостей снято об Александре Сергеевиче Пушкине и о Федоре Михайловиче Достоевском. Массовая культура их старается уничтожить – как творцов истинного народного и православного слова. Гоголь, Пушкин и Достоевский опасны. Они ведь в литературных творениях своих старались защитить человека от развоплощения. Русская культура без них невозможна – значит, их пытаются из нее выбросить и перевести в разряд маргиналов, чтобы никто серьезно не читал их и не пытался посмотреть их глазами на то, что вертится вокруг:
«Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…»
(А. С. Пушкин)
Бес боится Гоголя, как кузнеца Вакулу. Читаем самого писателя: «…на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя, подносили его к картине и говорили: «Он бачь, яка кака намалевана!» – и дитя, удерживая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери». Вот нынешняя бесовщина и пытается нарисовать уже покойного Гоголя так, чтобы или к себе притянуть, или «…что все плевали, когда проходили мимо…»
Александр Гончаров,
кандидат филологических наук
Правильный фильм про Николая II и балерину Ксешинскую