Три времени революции

06_DSC_0032Общество XXI века живет в каком-то странном, для предыдущих эпох, измерении. Прошлое сокрылось за спиной и не всегда различимо в туманной дымке, будущее маячит где-то, как «прекрасное далеко» или «всемирная пагуба», а настоящее рассматривается в виде мига, с каждым порывом урагана истории уносимого во вчерашний день.
Ранее люди жили и мыслили все же не так. Времена перед их глазами расстилались в виде трех дорог: левая – прошлое, правая – будущее, настоящее – стезя центральная. И человек, двигаясь в настоящем, ощущал прошлое и будущее рядом, а не за тридевять земель.
Можно было бы, конечно, улыбнуться взглядам древности и средних веков, посетовать со снобизмом на малообразованность поколений предков, но когда сталкиваешься с революцией 1917 года, смеяться от превосходства что-то не хочется. Век не пропал в безднах минувшего. Он лежит на наших плечах, не спеша растворяться и исчезать. И мы постоянно рассуждаем о Феврале и Октябре 1917-го не случайно. Мы пытаемся понять не только ошибки, просчеты, заблуждения и достижения наших предшественников, но и разобраться с тем, что приключается с нами сейчас.

2 февраля 2017 года в школе № 17 под эгидой Старооскольского института развития образования (СОИРО) состоялись XV муниципальные Рождественские чтения «1917-2017: уроки столетия». Организаторы постарались на славу. Перед началом чтений особую атмосферу в зале создавало выступление камерного ансамбля из музыкальной школы № 5. Серьезная музыка подчеркивала и подпитывала творческий настрой участников и гостей. Последовавшее далее исполнение традиционных рождественских песнопений хором Православной гимназии добавило дополнительные добрые эмоции аудитории.
Рождественские чтения представила член оргкомитета Елена Николаевна Кривошеева, руководитель центра духовно-нравственного просвещения СОИРО. Она подчеркнула важность церковно-общественного диалога и рассказала о программе проводимого мероприятия.
Чтения были открыты Еленой Юрьевной Перовой, заместителем начальника управления образования администрации Старооскольского городского округа, которая отметила, что «на протяжении 15 лет муниципальные Рождественские чтения являются уникальной дискуссионной площадкой для заинтересованных в обсуждении важнейших теоретических и практических вопросов совершенствования духовно-нравственного воспитания».
Со словами приветствия обратился протоиерей Василий Рачок, благочинный II Старооскольского округа, настоятель Вознесенского храма. Он сказал: «…Сегодня мы будем говорить об уроках ушедшего столетия. Мы их должны не только знать и помнить, но и делать анализ, чтобы видеть ошибки, которые были, и их не повторять». Отец Василий призвал Божие благословение на деятельность участников чтений.
Затем состоялось награждение лауреатов конкурса «Святочные дни» (проведенного ИМЦ «Православное Осколье»). Дипломы и призы с душевной теплотой вручил победителям (взрослым и детям) протоиерей Алексий Зорин, настоятель Александро-Невского кафедрального собора, главный редактор «Православного Осколья». Все сопровождалось длительными добрыми аплодисментами.

Традиция и революция

На пленарном заседании первым был представлен доклад «Традиционная православная культура как основа системы духовно-нравственного образования и воспитания (по материалам XXV Международных Рождественских образовательных чтений)» (содокладчики: Алла Николаевна Осокина, методист СОИРО, и Светлана Олеговна Воронцова, директор ИМЦ «Православное Осколье»).
Алла Николаевна Осокина констатировала, что XXV юбилейные Международные Рождественские чтения, ставшие крупнейшим церковно-общественным и церковно-государственным мероприятием, были посвящены обсуждению темы, связанной с важной датой в истории нашего государства и мировой истории – столетием революции. В рамках международного этапа чтений приняли участие свыше 18 тысяч человек из всех регионов России и целого ряда иностранных государств. Автором было отмечено, что духовно-нравственную оценку произошедших за период 1917-2017 гг. событий необходимо производить объективно, без излишнего очернительства достижений нашего народа в эти годы. И думается, что такая позиция главенствовала среди участников чтений.
Светлана Олеговна Воронцова в своем выступлении сосредоточилась на непосредственном участии наших земляков в Международных Рождественских чтениях. Директор ИМЦ «Православное Осколье» процитировала высказывание Святейшего Патриарха Кирилла: «Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, кровью засвидетельствовавших верность Христу и Божественной правде, стал той духовной основой, благодаря которой возродилась вера в наших странах. Но важно не столько вписать имена подвижников в святцы, сколько научиться чтить их память, изучать их наследие, воспитывать подрастающее поколение в уважении к их подвигу», отметив, что в Старом Осколе имеются вполне достаточные условия для воплощения в жизнь этой идеи Патриарха «через изучение жизни и трудов священномученика Онуфрия, первого Старооскольского епископа».

Ответ Святой Руси


Оживление в зале и неподдельный интерес вызвал доклад протоиерея Николая Германского, благочинного Ракитянского округа, настоятеля Свято-Никольского храма «Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской как ответ Святой Руси на революционный переворот».
«Воюющие с Россией воюют со Христом и русскими святыми, – начал отец Николай. – В преддверии юбилея революционного переворота 17-го года в России как никогда обсуждается эта тема… Но как важно эту тему понимать правильно, ибо от правильного понимания ее зависит не только то, какими будут расти наши дети, но как и мы вместе с ними будем понимать, чем же на самом деле являются такие понятия, как свобода, братство, равенство, справедливость и, наконец, простое человеческое счастье, к которому каждый из нас стремится, но, увы, понимает его по-своему…»
Отец Николай разъяснил, что революционные поползновения вряд ли стоит сводить только к материальному миру, ибо еще в доисторические для человека времена один из ангелов поднял мятеж против Творца, который, естественно, закончился полным поражением богоборческих сил. И каждая революция в какой-то степени повторяет тот наидревнейший бунт, стараясь сражаться против Господа нашего Иисуса Христа и верных Его.
Текст доклада, безусловно, захватывал внимание. И основная мысль о том, что Святая Русь именно подвигом новомучеников и исповедников ответила не только на революцию, но и на грозовые десятилетия репрессий, подавления веры и пропаганды откровенного неистового безбожия, накрепко укоренялась в умах присутствующих. Невольно припоминались слова молитвы: «О, святии новомученицы и исповедницы Российстии… мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего… Умолите Господа Сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и лукавом; да возродит в земли нашей дух братолюбия и мира…».

Преодоление разделения


Доклад Павла Юрьевича Субботина, директора Государственного архива Белгородской области, «Уроки 1917 года» отличался четкой направленностью суждений. Павел Юрьевич высказал мысль, что, обращаясь лишь к Октябрю, мы совершенно напрасно оставляем за скобками Февраль, когда был совершен дворцовый переворот, аналогичный (по многим признакам) подобным же из XVIII века и восстанию декабристов 1825 года. Переворот сделали не рабочие и крестьяне, но промышленники, депутаты Думы, военные, министры. В разгар Первой Мировой войны они пустили страну под откос.
Далее Субботин отметил: «Революция – это то разделение, которое пришло в наш народ сто лет назад… Мы сперва бегали за одной идеей, затем за другой… И у каждого человека была свою правда. А потом эти правды сошлись вместе и стали рубить как капусту все, что было построено русскими людьми за века… И до сих пор, как только мы начинаем говорить о революции и Гражданской войне, то сразу же разделяемся на противостоящие лагеря…»
Павел Юрьевич поделился и своим мнением, как преодолеть возникшее некогда разделение. Преодоление заключается не в какой-то новой революции, а в работе каждого на благо общества, в элементарной доброте к окружающим и любви к людям и Отечеству.

Доклад заместителя директора по научной работе Старооскольского краеведческого музея Елены Алексеевны Андрусенко был основан на местном материале, что и подтверждает название – «Храмы Старого Оскола в 1920-х – начале 1930-х годов».
В докладе подробно освещен процесс гонений на Русскую Православную Церковь на территории нынешнего Старооскольского края, причем факты и цифры свидетельствуют об агрессивных преследованиях православного духовенства и верующих и снисходительному отношению советской власти к «обновленцам». Закрытие храмов и передача их «живоцерковникам» – эта череда свершившихся насилий прошла в Старом Осколе, как и по всей России. Значимым событием тех лет стало прибытие в город владыки Онуфрия (Гагалюка), епископа Старооскольского: «Власти разрешили служить епископу только в одном храме – Богоявленском соборе. Обновленцы к этому времени захватили большинство храмов, и приезд в город православного епископа оказался тяжелым для них ударом. Результатом же деятельности владыки Онуфрия явилось почти полное исчезновение обновленчества в пределах епархии и увеличение числа действующих православных храмов».
Арест владыки Онуфрия и последующая волна гонений, которая по мощи только усиливалась с новыми годами, привели к тому, что «…к началу 1940-х годов городские храмы Старого Оскола были уничтожены. Только Покровский храм продолжал существовать в виде склада, окончательно уничтожили его уже после освобождения города от фашистских захватчиков в 1943 году. Сохранились храмы, которые находились на территории слобод и большинства сел».
С выводом Елены Андрусенко надо только согласиться: «Последствия утраты преемственности священнослужителей, православных традиций сказываются в нашем обществе до сих пор. Но несмотря на тернистый путь русского духовенства, Православная Церковь не была уничтожена, она продолжила свой путь в истории».

Завершил общее заседание доклад «Революция как карнавал» Александра Ивановича Гончарова, корреспондента ИМЦ «Православное Осколье», кандидата филологических наук.
Автор рассмотрел проблему революции в религиозно-культурологическом плане, через призму теории карнавала М. Бахтина. Революция явно пересекается с карнавалом, где персонажами выступают фигура «беременной смерти» и человека, идущего на руках. Революция перепутывает смыслы существования. Верх замещается низом, материальное приобретает господство над духовным. Результатом является наступление безбожия и расчеловечивание самого человека.
В заключение докладчик привел слова из известного стихотворения иеромонаха Романа (Матюшина):

«Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, – жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!»

О духовном единстве

После окончания пленарного заседания работа продолжилась в пяти секциях, разбитых по тематическому признаку: I – «Сохранение исторической памяти и укрепление единства в понимании ключевых событий истории»; II – «Новомученики и исповедники Белгородчины»; III – «Духовное единство общества на основе базовых ценностей»; IV – «Проектная деятельность образовательных организаций, направленная на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся»; V – «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста на основе православных традиций. Роль духовного воспитания в процессе музыкального образования».
Журналистам «Православного Осколья» удалось взять несколько интервью у участников события, в которых они поделились своими взглядами по поводу состоявшихся Рождественских чтений и высказали некоторые оценки нашей истории в русле центральной заявленной темы.
Протоиерей Николай Германский, в частности, сказал: «Я для себя нашел такой простой образ. Вот идет человек по дороге, взял и споткнулся, и набил шишку. Плохо это или хорошо? Я начинаю рассуждать: да, я набил себе шишку, мне было больно, и еще нужно заплатить деньги за лекарства, чтобы подлечиться. А с другой стороны – я приобретаю опыт и, если начинаю повнимательнее ходить по дорогам жизни, то становлюсь немножко мудрее. И череда испытаний, которые выпадали России за всю историю – это есть опыт. Господь испытывает нас и смотрит, как мы отвечаем на вопросы, которые задает нам жизнь. Я еще думаю о том: могло бы быть так, чтобы революция не свершилась. Да, могло бы быть так! Но через испытание мы идем к понимаю, что на Россию возложена Богом определенная миссия, и не потому, что мы какие-то особенные и необыкновенные, но так получилось, что Господь в эти времена, может быть, не последние, а предпоследние, возложил на нас непростую ношу, непростой Крест – сохранять понятие о подлинных духовных ценностях. Наша Церковь является хранительницей неискаженной любви, неискаженной веры… И благодаря этому мы остаемся теми, кто мы есть: непобежденными и непобедимыми, и не падающими духом».
Директор Государственного архива Белгородской области Павел Субботин в интервью отметил, что уроки революции еще рано подводить, мы не вышли из революции, мы продолжаем находиться под воздействием ее. «Мы только можем начать их подводить», – сказал Павел Юрьевич. – «Потребуются еще годы. Мы должны все это переосознать. Каким-то образом примерить и на себя.Но все же среди главных уроков надо признать то, что люди думали о каких-то теоретических конструкциях, каких-то миражах, о том, как они представляли, как пойдет жизнь страны, если все разрушить, разрубить вместо того, чтобы работать… Они предпочитали говорить, часто демагогически… Они тормошили народ, и он их смел. Урок для всех нас в том, что учитель должен быть на своем месте просто хорошим учителем. Рабочий на своем месте должен быть хорошим рабочим. И каждый на своем месте должен делать то, что назначено Богом, близкими людьми… Если все будут строить, то все получится, если все будут разрушать, то не получится ничего».

Мир, история и мы

Член организационного комитета XV Рождественских чтений Александр Владимирович Рудаков, начальник проектного управления СОИРО, кандидат филологических наук, высказал следующую точку зрения: «Такие чтения очень нужны Старому Осколу. Историческое значение 1917 года постепенно утрачивается. И многие его не понимают, не осознают тех событий и не могут провести параллели между тем временем и тем, что происходит сейчас, в нашем мире. А современный мир не дает ничего нового с точки зрения истории. Новый мир, новое время – это всего лишь блеклое зеркало того, что уже было с нами. Поэтому очень важно знать и понимать историю нашу. И в первую очередь эта история раскрывается в передаче наших традиций от поколения к поколению».
Преподаватель православной культуры 21-й школы Нина Федоровна Полинкина на вопрос корреспондента о чтениях отметила: «Понравился доклад директора Государственного архива Субботина… Он говорил очень открыто и честно… Сегодняшнее мероприятие заставило задуматься и пересмотреть свои уроки, свое общение с детьми, свои взгляды. И сегодняшний задел должен иметь свой выход на уроках с детьми, на мероприятиях. Если это будет, то нынешний день мы провели не зря».
Преподаватель православной культуры 20-й школы Елена Геннадьевна Крылова сказала: «Тема 1917 года живет в нас. Она мучает нас. Иногда и на уроках сложно определиться, где истина. Дети задают вопросы. И самое трудное – не солгать. Дать какое-то направление, что почитать, что посмотреть. А главное – не спугнуть живое желание детей узнать истину.
Сегодня в зале не было равнодушных, поэтому зал «гудел». Мы тоже обсуждали то, что нас интересовало. Огромное спасибо организаторам за то, что все это состоялось… Об этом надо говорить».
На секциях были прочтены 66 докладов.
А на итоговом заседании была принята резолюция, единогласно поддержанная участниками.
XV муниципальные Рождественские чтения, без всякого сомнения, прошли ярко и окончились явным успехом.

Александр Гончаров,
кандидат филологических наук



   XV Рождественские чтения в Старом Оскол

      г.Старый Оскол
      02.02.2017



Доклад прот. Николая Германского «Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской…»

Доклад Андрусенко Е.А. «Храмы Старого Оскола в 1920-е – начале 1930-х годов»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

55 − = 53