Традиции, которые объединяют

01_gfsj6264rt5yjstwВ споре славянофилов и западников двухвековой давности, когда выбор предлагали сделать между Европой и самобытной Русью, реальными альтернативами представало европейское католичество с просвещенным абсолютизмом и греко-российское православие с его соборностью. Сегодня же общемировым ценностям западной цивилизации предлагается некая славянская альтернатива, абстрактное и зачастую вымышленное славянское дохристианское прошлое.
Справедливости ради стоит отметить, что под европейскими, западными ценностями сегодня настойчиво и даже порой агрессивно России навязывают либерализм в его максимально античеловеческой форме неолиберализма, который берет свое начало в итогах эпохи Просвещения – кровавых революциях, буквально растоптавших Европу в свое время. Однако подлинными европейскими ценностями, обозначаемыми сегодня чаще как общечеловеческие, является наследие христианской Европы, христианские ценности, не чуждые многим странам Востока, по крайней мере, Переднего Востока.

Учитывая многовековую историческую традицию России, тысячу двадцать пять лет назад наши славные предки уже сделали свой цивилизационный выбор. Именно этот выбор не во всем, но во многом определил успехи и достижения истории русского государства, российской государственности.
Нашими предками дохристианское наследие было не просто не отвергнуто, но сохранено и наполнено новыми смыслами и содержанием при сохранении прежних форм. Именно такой взгляд на сохранение в культуре древнерусского и позднее российского государства старинных праздников, кажется более убедительным, нежели простое механическое соединение, называемое синкретизмом или двоеверием. А зачастую вслед за определенными идеологическими традициями современниками все народное, непонятное называется языческим.
02_rei78uwiyrjhegr674Вот и на Святках часто вспоминают о могучем наследии дохристианской Руси. Главными героями в эти дни испокон веку являются колядовщики.
Со всех сторон услышать, что колядки – это языческие отголоски, чуть ли ни следы культа бога Коляды. Однако при этом колядовщики столетиями оглашали города и села вестью о рожденном Младенце Христе. Рождественская тематика – пусть не единственное, но основное содержание их песен. Они возвещали мир и радость людям, а хозяевам домов, в которые приходили колядовать, желали долголетия, здоровья и процветания во всем.
Современники, говоря про Коляду, обычно ссылаются на труды академика Б.А. Рыбакова или профессора А.Л. Баркову. И насколько можно судить по работам данных авторов, бог Коляда появляется в нашем распоряжении исключительно на основании припевов-рефренов рождественских колядок: «Колида, ходили гуляли колядовщички…». Более того, таким же образом в распоряжении исследователей, а также почитателей славянской древности пару-тройку столетий назад появляется еще целый ряд якобы славянских мифологических персонажей-божеств: Таусень, Леля, Лада. Эти имена также на самом деле являются всего лишь припевами святочных или иных песен. И это выглядит убедительным, если бы не смотреть, как празднуют Рождество и Святки в других странах. Например, у македонцев и болгар по улицам на святках ходят «коледари».
03_egfjkds3647tuerНо болгары и македонцы ближайшие родственники наших предков, а значит, такое совпадение может быть объяснено близким родством, то есть общим языческим прошлым.
В Греции на Рождество и, в особенности, на наш Старый Новый год (или «Васильев вечер» по народному календарю) поют колядки. Само колядование у греков, в отличие от сербов, македонцев, болгар, не столь близких и очевидных родственников русского народа, называется «каланда».
Значит, придется признать, что с принятием христианства мы заимствовали этот обычай от греков или… они от нас. Первое куда более вероятно. И этому есть еще одно доказательство.
В Румынии и Молдавии на святках тоже есть «колинда». Более того, не так давно ЮНЕСКО признала обряд колядования у румын и молдаван всемирным культурным наследием.
Видимо, прав был исследователь и знаток русских народных обычаев И. П. Калинский, когда сто с лишним лет назад писал в книге «Церковно-народный месяцеслов на Руси» о том, что слово колядки и сама коляда происходят от латинского «calenda», – начало месяца.
В свою очередь, это слово в латинском языке произошло от греческого слова «кале» – «зову, призываю, окликиваю». Данный обычай сформировался в Древней Греции раньше, чем в Древнем Риме, так «славили» начало месяца или другого важного периода. Для христиан сопоставимым по значимости праздником к IV веку стало Рождество. Согласно древней греческой традиции, теперь уже рождественский припев буквально выкрикивали. Интересно, что до сих пор пожилые люди в деревнях так и говорят, что в старину они «коляду кликали».
Точно так же как коляду, в южных областях России «кричали» «таусеньки». Припевы в рождественских колядках на юге звучали как «Тааусень», «Баусень», «Овсень»… Один из отечественных лингвистов убедительно возводит происхождение такого припева к христианскому же «осанна».
Интересно, что у грузин есть давняя традиция, согласно которой на Рождество верующие организуют шествие, или крестный ход под названием «Алило». Происхождение этого припева понятно даже без специального лингвистического образования. Кстати, вполне вероятно, что припевы русских песен, на основании которых под пером еще дореволюционных исследователей появились богини Лада и Леля, созвучны грузинской традиции «Алило».
Среди припевов святочных песнопений чаще других встречается стих «Радуйся земля, веселись небо – Сын Божий Родился». Встречаются и другие припевы-рефрены, например, рассказывающие о том, что Рай открылся, что люди находятся как бы среди Рая. Так, в Словакии колядовщики носят с собой кроме вертепа предметы, напоминающие о Рае. А в Грузии, как и в России, носят солнце и звезды.
Иными вариантами припевов к рассказам на евангельскую тему Рождества и благопожеланиям были «Виноградия» и «Щедрики». Накануне Нового года (вернее, старого Нового года, то есть Васильева дня) колядовщики все в тех же колядках пели припев «Щедрый вечер, добрый вечер». И тут все понятно, накануне памяти Василия Великого (который, надо сказать, и является для греков и других православных народов аналогом нашего деда Мороза или европейско-американского Санты) поста не было, в отличие от рождественского или крещенского сочельников. Потому столы в этот день и накануне праздника ломились от еды, особенно скоромной, непостной. На основании таких припевов (щедрик, щедрый вечер, святой вечер, добрый вечер) нет необходимости утверждать, что Щедрик или Васильев вечер – это славянское божество. Дело в том, что значение этих припевов остается понятным большинству современников. Со временем же значение припевов, без перевода усвоенных от греков, болгар и, возможно, даже ирландцев, крестивших Русь, забылось.
Точно также забылись значения орнаментов на рушниках в виде двуглавого орла, или значение елки, рождественского дерева, забылись настолько, что их введение стали усваивать Петру Первому. На самом деле введению этих общехристианских традиций и обрядов мы обязаны, судя по всему, князю Владимиру. На Святках колядовщики в России носили с собой ящик, кукольный театр, называемый вертеп, так как в нем разыгрывали события Рождения Христа в пещере, вертепе, близ Иерусалима. На западной Украине сцены вертепа разыгрывают люди, а не куклы, но звучат те же диалоги и те же колядки, что и в России во время показа рождественской драмы. У беларусов вертеп называется «батлейка» от названия города, в котором случилось Рождество.
04_gksjd6y36tyjs Обычно можно услышать о том, что вертеп пришел к нам из Европы, через Украину и Беларусь, как копия католических мистерий. Однако заманчиво звучит предположение И. Уваровой о том, что именно вертеп, ящик, в котором куклы разыгрывают сцены божественного замысла, был показан князю Владимиру при выборе им веры. Таким образом, колядки могли звучать на Руси уже вместе с появлением христианства.
Святочные традиции, колядки – это лишь один из немногих примеров того, что сближает нас не только со всеми славянами, православными греками и румынами, но даже албанцами и французами. В средневековой Европе существовали рождественские организации, братства, такие же, как объединения, ватаги колядовщиков на Руси. Колядки – это не отголоски культа Коляды, а самое что ни на есть подлинное общеевропейское и даже больше – мировое культурное наследие, носителем и хранителем которого уже тысячу с небольшим лет являемся по праву и мы.
И чем больше и глубже сегодня мы будем знать свои традиции, корни, тем больше будем видеть общего с окружающими нас народами.

(Публикуется в сокращении)

Даниил Крапчунов,
кандидат философских наук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

26 − 21 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ