Торжество радости в дни скорби и смирения
Великий пост – время возможностей и переоценки приоритетов. Каждое событие, вспоминаемое во время поста, влияет на духовный настрой христианина. Любая неделя поста, имеющая свое название и назначение одновременно, приближает ко дню Светлой Пасхи и дает почву для размышлений.
Безусловно, у каждого, кто вступает на путь Великого поста, не раз возникали вопросы. Что за праздник такой – Торжество Православия? Что сделал Григорий Палама для устроения жизни Церкви? Что особенного в Крестопоклонной неделе? Ответы на эти и другие вопросы мы обязательно найдем, прибегнув к уже забытому литературному жанру беседы. Самые частые вопросы о святой Четыредесятнице прозвучат из уст некоего Неофита – собирательного образа читателя. Все мы когда-то были неофитами, а возможно, кто-то еще находится в начале большого пути. Так или иначе, все эти вопросы неизменно приходили нам на ум, когда наступал Великий пост. Первая наша беседа будет посвящена неделе Торжества Православия.
Неофит:
– Батюшка, расскажите, что за праздник мы отмечаем на первой неделе поста? Торжество Православия просто посвящено конкретному историческому событию, которое нашло свое место в церковном календаре, или подразумевает нечто большее?
– Если говорить об этом празднике как о знаменательной дате церковного календаря, то нам нужно обратиться к историческим данным. Сам праздник был установлен в 843 году, и выпало его установление как раз на первое воскресенье Великого поста. И по сей день эта церковная неделя именуется неделей Торжества Православия. Этот день связан с VII Вселенским Собором, на котором было окончательно установлено почитание икон и окончательная победа над ересью иконоборчества. Нам, современным людям, почти невозможно представить дом Божий без святых образов. Но, чтобы добиться этого, Церкви пришлось пройти долгий и тернистый путь.
Но если затронуть не только исторически-богословский смысл, но и духовный, то этот праздник обретает и иной характер, личностный. Наша победа над страстями, или хотя бы желание эту победу обрести, уже и есть Торжество. Помните, как в Евангелии, которое читается в неделю о блудном сыне, его отец говорит: «”Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся”. И начали веселиться» (Лк. 15:24)? Здесь говорится о духовной смерти и духовном воскресении, которое можно обрести путем покаяния. И эти слова, пожалуй, лучше всего передают духовный смысл Торжества Православия.
Неофит:
– А что означает слово «анафема», которое тесно связано с этим праздником? Зачем это действие совершали на Вселенских Соборах?
– В переводе с греческого слово «анафема» означает «отлучение». То есть Церковь не изгоняет навечно человека или группу людей, которые активно проповедовали лжеистину. Они лишь на время отлучены, отделены от нее – до момента личного покаяния, как на словах, так и на деле.
Для правильного понимания этого явления нужно знать, что анафема – это просто вид вразумительного наказания (как, например, епитимья), который всегда применялся только к членам какой-либо поместной церкви, которые впадали в ересь. Отлучение же от Церкви людей нецерковных не совершается, так как не произведет никакого эффекта: ведь они сами себя отлучили от Церкви и от Бога. Анафема как явление Церкви не содержит магического и тайного смысла и тем самым «очищает» себя от ересей и расколов, как греха, против хулы на Святого Духа.
Неофит:
– Спустя долгие века становления Церкви понятие ереси, кажется, кануло в небытие. Или все-таки это явление встречается в современном мире?
– Несмотря на то, что сегодня существует немало деструктивных сект, собраний и других религиозных образований, наша Церковь не так часто прибегает к провозглашению анафемы, так как все христологические споры уже давно решены, а вот разрешение церковных расколов требует более детальной и глобальной миссионерской работы. Церковь не ставит целью «проклинать» всех неверных и к вопросу анафематствования прибегает лишь уже тогда, когда другого пути уже нет.
Неофит:
– Как правильно воспринимать сегодня смысл праздника Торжества Православия, ведь этот день установлен Церковью именно как праздник, как очень радостный и светлый день. Но как можно праздновать что-то в Великий пост? Как можно радоваться в то время, когда надо страдать, ущемляя себя во многих вещах?
– Для христианина это действительно праздник. Я нередко акцентирую внимание прихожан на том, что насколько мы являемся счастливыми, что можем молиться в храмах и не думать о том, что нас могут убить за то, что мы верим в Христа, молимся перед образами икон, исповедуем Троицу и поем Символ Веры за каждой Божественной литургией. Цена свободного, а главное, истинного исповедования Христа, давалась Церкви очень тяжелым трудом исповедников и отцов Церкви. И мы радуемся, что Господь на протяжении стольких веков ведет своих верных чад хоть и тернистым, но спасительным путем.
Да, это событие мы отмечаем во время Великого поста. Но, размышляя об ущемлении себя и «страдании» во время дней поста, нам нужно всегда помнить слова самого Христа: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф. 6:16–18).
Священник Андрей Коровин