«Теплый наш заступниче»
У одного из дореволюционных писателей мне довелось прочитать о случае, произошедшем в сибирском селе на рубеже XIX и XX веков.
К родственникам в гости приехал бурсак. После посещения местного храма он разговорился со своей двоюродной тетей и ее мужем. Крестьянка поведала о том, как несколько раз посещала собрания баптистов и решила больше к ним не ходить. На вопрос, что же ее так отвратило от протестантов, она ответила: «Может, наша вера и плохая, как они говорят, но их − точно никуда не годится. Они не любят нашего русского святого Николая Угодника». Бурсак рассмеялся и заметил, что святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, был греком. Муж крестьянки отреагировал так: «А иди-ка ты, мил человек, отсюда подобру-поздорову. Ишь ты, какую ересь выдумал, батюшка Николай, да и не русский!»
Конечно, можно посмеяться над малограмотностью православных сибиряков, да только не получится. Если народ всем сердцем любит святого, то он невольно и причисляет его к себе, считает его своим близким и родным, и не столь важно, где он жил, на каком языке говорил и какому историческому времени принадлежит.
В православном мире более 8300 храмов, приделов, часовен, молельных домов и монастырей освящены в честь святителя Николая Мирликийского. Большинство из них находится на канонической территории Русской Православной Церкви.
Самый северный храм России на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), построенный на пограничной заставе, является Свято-Никольским. Оттуда до северного полюса ближе, чем до Архангельска. Планировалось, что и самый южный храм Церкви Русской в Антарктиде, на станции «Беллинсгаузен», будет освящен в честь святителя Николая Чудотворца, но по разным причинам он стал Свято-Троицким.
Обращаясь к истории Руси, можно обнаружить в летописях, что самый ранний православный храм в Киеве был воздвигнут на Аскольдовой могиле еще в IX веке. Он был освящен именно в честь святителя Николая. По легендам и преданиям Аскольд и Дир считаются первыми христианскими правителями на Руси. Аскольд во Святом Крещении и получил имя Николай. Храм был уничтожен язычниками до Крещения Руси в X столетии от Р. Х.
Считается, что первую Свято-Никольскую церковь в Москве (начало XIV века) построили беженцы из Киева, ушедшие на север из-за насилия степняков.
Всего Русская Православная Церковь совершает четыре празднества в честь архиепископа Мирликийского Николая Чудотворца: 19 декабря – день Преставления святого; 22 мая – Перенесение мощей из Мир Ликийских в город Бар; 11 августа – Рождество святителя Николая; 6 октября – память в Соборе Тульских святых.
Уже из самого древнего рассказа о прижизненных чудесах святителя Николая Чудотворца, дошедшего до нас в тексте «Деяние о стратилатах» (IV век), становится понятно, почему русский народ полюбил святого. Архиепископ Мир Ликийских в нем выступает, прежде всего, как заступник людей, неправедно обвиненных. Он – восстановитель справедливости и носитель милости, ревнитель веры Христовой и защитник обижаемых. Недаром в молитве звучат слова: «О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче и везде в скорбех скорый помощниче…»
«Житие святителя Николая» в русском народе читали и знали. Чудеса, совершенные святым по воле Господа нашего Иисуса Христа, очень близки православной душе. Он спасает моряков, терпящих бедствие; воинов; сирот и вдов; правителей и простолюдинов, пастырей и мирян. Но наивно считать святого Николая этаким добродушным старичком. Он может и наказать. В «Житии святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского» святителя Димитрия Ростовского представлен следующий эпизод из истории I Вселенского Собора (325): «Среди 318 отцов Собора был и святитель Николай. Он мужественно стоял против нечестивого учения Ария и вместе со святыми отцами Собора утвердил и предал всем догматы православной веры. Инок Студийского монастыря Иоанн повествует о святителе Николае, что воодушевленный, подобно пророку Илие, ревностью к Богу, он посрамил сего еретика Ария на Соборе не только словом, но и делом, ударив в ланиту. Отцы Собора вознегодовали на святителя и за его дерзкое деяние постановили лишить его архиерейского сана. Но Сам Господь наш Иисус Христос и Преблагословенная Его Матерь, взирая свыше на подвиг святителя Николая, одобрили его смелый поступок и похвалили его божественную ревность. Ибо некоторым из святых отцов собора было такое же видение, коего удостоился и сам святитель еще прежде своего поставления на архиерейство. Они видели, что с одной стороны святителя стоит сам Христос Господь с Евангелием, а с другой – Пречистая Дева Богородица с омофором, и подают святителю знаки его сана, которых он был лишен. Уразумев из сего, что дерзновение святителя было угодно Богу, отцы Собора перестали упрекать святителя и воздали ему честь как великому угоднику Божию». А в акафисте святому мы находим строки: «Радуйся, Ария возбесившагося от Собора святых отгнавый».
Современным противникам православия очень удобно представлять его в некоем обрамлении толстовства. Но христианство совсем не то, чему учил Лев Толстой. Сам Господь наш Иисус, хоть был и милостив, и кроток, изгнал торгующих из храма (Ин. 2:16). Если кому-нибудь жаль Ария, то пусть он задумается над тем, что из современных сект к арианам ближе всего иеговисты.
Почитание святителя Николая вышло далеко за пределы храмов. Его образ органически вошел в русский фольклор, сказки, песенное творчество.
Когда мы обращаемся к сказке, то находим святителя не просто ходящим по земле, но и помогающим людям. Например, он помогает сиротам починить каменный забор вместо дома. За что его попрекают их соседи. Но внутри забора замурован горшочек с золотом, который сироты найдут, когда вырастут. Но до их совершеннолетия горшочек обнаруживать нельзя – отнимут жадные родственники. Святитель Николай помогает мужику вытащить лошадь, увязшую в болоте. Вспомним еще и знаменитую сказку «По щучьему веленью». Обычно ее печатают в версии, причесанной писателями XIX – начала XX века, из которой исключаются христианские мотивы. Так вот в одном из ее православных вариантов повествуется, что бедному мужичку нечем было разговеться после Рождественского поста. Он и помолился перед иконой святителя Николая. А на утро пошел и поймал в проруби ведром рыбу, а далее… «говорит ему щука человечьим голосом: “Отпусти меня, добрый человек, на волю; я тебя счастливым сделаю: чего душа твоя пожелает, все у тебя будет! Только скажи: по щучьему веленью, по Божьему благословенью явись то-то и то − сейчас явится!” Убогий бросил щуку в колодец, пришел в избу, сел за стол и говорит: “По щучьему веленью, по Божьему благословенью будь стол накрыт и обед готов!” Вдруг откуда что взялось − появились на столе всякие кушанья и напитки; хоть царя угощай, так не стыдно будет! Убогий перекрестился: “Слава Тебе, Господи! Есть чем разговеться”».
Православная традиция, отраженная хоть в церковных текстах, хоть в сказке, нас учит тому, что любовь ко святым Божиим не возникает просто так. Он делает наши души мудрее и честнее. И как тепло становится на сердце, когда в храме поют: «Радуйся, яко тобою от страстей телесных избавляемся; радуйся, яко тобою сладостей духовных исполняемся. Радуйся, Николае, великий Чудотворче».
Александр Гончаров