Связующая цепь времен

Отгремел праздник Великой Победы. Сегодня он не вмещается в один день, это победоносная неделя. Уже с 6 мая, в день памяти святого Георгия Победоносца (к этому времени Берлин был взят, и в этот день в 1945 году праздновалась Пасха) настоятели старооскольских храмов стали совершать благодарственные молитвы и поминовение погибших воинов. Начиная с 3 мая на улицах города зазвучали праздничные концерты. Парад и митинги, квест-игры и фестиваль солдатской каши, мотопробег и танцевальный флешмоб – это еще не полный перечень всех мероприятий, посвященных празднику.

Почти 20 тысяч старооскольцев прошли по улицам Старого Оскола в «Бессмертном полку», проделав путь более четырех километров с портретами своих дедов и прадедов – героев Великой Отечественной войны. Среди участников шествия – многочисленная группа из преподавателей и учащихся Православной гимназии. Вместе с ними – духовник учебного заведения протоиерей Сергий Шумских. Со своими детьми он нес портреты двух родных дядей – Василия Лукьяновича и Петра Лукьяновича Шумских, погибших в боях на Украине и в Литве, а также фотографию дедушки по маминой линии – Федора Михайловича Опря, который родился еще в XIX веке и прожил 98 лет. Федор Михайлович венчался еще в царское время, у него было 18 детей. Во время Великой Отечественной войны он воевал в пехоте. Когда войска освободили Одесскую область, откуда был родом Федор Михайлович, и подошли к границам Советского Союза, его начальник, узнав, что у него столько детей, уволил солдата со службы и отправил домой восстанавливать разрушенное хозяйство.
Иерей Ярослав Демедюк вместе с матушкой Александрой – также в строю «Бессмертного полка». Они несут портрет прадеда матушки – Василия Ивановича Кочурова. Он сын священномученика Иоанна Царскосельского, убитого 31 октября 1917 г.
Про­то­и­е­рей Иоанн Ко­чу­ров много лет служил в миссии в Америке и в 1907 го­ду вер­нул­ся с семьей в Рос­сию, где принял мученическую кончину и признан первым новомучеником Русской Православной Церкви. Его сын Василий родился в Чикаго. Ушел на фронт с начала войны, воевал в артиллерии на Белорусском фронте, отвечал за снабжение дивизии боеприпасами. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени.
И такие истории хранит практически каждая российская семья. Мой дед Семен Алексеевич Петров на войне с первых дней. Призвали, можно сказать, от станка. Служил в контрразведке, хорошо известном теперь по фильмам о подразделении «СМЕРШ». За разоблачение немецких шпионов удостоен множества воинских наград. После победы вновь вернулся на завод. Теперь с его портретом идет его правнук.
В настоящее время День Победы – единственный праздник, который по-настоящему консолидирует общество. И не только в России. В «Бессмертном полку» с портретами своих отцов, дедов и прадедов идут либерал и коммунист, руководитель и подчиненный, атеист и верующий, рабочий и бизнесмен. Можно сказать, что концепция Дня Победы – это особый национальный проект, попытка в какой-то мере создания гражданской «религии» для поколений, которые родились после войны и которые ныне лишены стержневого понимания православной веры: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин.15:13). Поколение победителей, воспитанное еще в христианской традиции, своей жизнью и смертью свидетельствовало именно об исполнении этой главной заповеди Божией, хотя официально всякая религиозность была под запретом.
Почти 30 лет российское общество живет без национальной идеи и  напоминает разбитое на множество кусочков зеркало, в котором народ никак не может увидеть самого себя. Принять же православие как идеологическую основу государственности, как это было в дореволюционной России, не позволяет не только конституция, но и неготовность самих граждан, сознание которых сильно испорчено атеизмом и современным плюрализмом. Но потребность в духовной наполненности в обществе растет. Поэтому все больше и больше россиян собирает в свои ряды «Бессмертный полк», в котором так явственно отражена потребность людей в высоких идеалах – патриотизме, мужестве, верности, сохранении памяти нашего героического прошлого. И тогда мы вновь обретаем целостную картину своего бытия, народ начинает видеть связующую цепь времен.

Светлана Воронцова

 

One thought on “Связующая цепь времен

  • 13.05.2018 в 09:24
    Permalink

    «Принять же православие как идеологическую основу государственности, как это было в дореволюционной России, не позволяет не только конституция, но и неготовность самих граждан, сознание которых сильно испорчено атеизмом и современным плюрализмом.»

    Вы предлагаете из светского государства сделать религиозное, с уклоном в православие?
    А что делать с гражданами нашей страны других вероисповеданий или во все не верующими?
    Они же будут не равноправными и да же изгоями, что приведёт к расколу общества, а не к объединению.
    Именно в светском государстве может равноправно и мирно уживаться многонациональный и многоконфессиональный народ.

    Ответ

Добавить комментарий для Анатолий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

96 − 93 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ