Связь времен, мест и поколений

В Старом Осколе представлена уникальная монография о Борисовском женском монастыре

15 декабря в Старооскольском краеведческом музее состоялась научно-практическая конференция «Музей и общество». В ней приняли участие организаторы и сотрудники музеев разного уровня – историки, краеведы, а также педагоги и библиотекари.

В рамках мероприятия состоялась презентация книги начальника Управления по делам архивов Белгородской области Павла Субботина «Борисовская Богородице-Тихвинская женская пустынь».

Это уникальное издание рассказывает о 300-летней истории обители – от основания до наших дней. Книга снабжена богатейшими документальными иллюстративными материалами. Чтобы написать этот труд, автору понадобилось четыре года масштабных исследований. Как отмечает он сам, судьба пустыни неразрывно связана с жизнью ее насельниц, среди которых были уроженки Старооскольского уезда. Так, одной из первых оскольчанок, пришедших в обитель, стала Евдокия – родная сестра знаменитого подвижника веры, духовника Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова). Приняв в юности постриг с именем Маргарита, она всю жизнь посвятила этой обители, а впоследствии стала ее игуменьей.

В числе последних насельниц монастыря, переживших его закрытие, оказалась монахиня Анна (Игнатова) – прабабушка оскольчанки Лидии Пивоваровой, кандидата исторических наук, доцента кафедры гуманитарных наук СТИ НИТУ «МИСиС». Лидия Николаевна как опытный историк бережно хранила фотографии своей родственницы, восстановила подробности ее жизни и записала воспоминания. Узнав, что ведется работа над изданием о Борисовском женском монастыре, она поспешила передать все материалы Павлу Субботину. И теперь имя инокини Анны увековечено в книге.

Как отмечает автор-составитель, в начале ХХ века число насельниц обители доходило до 1,5 тысяч.

–  Этот  монастырь  пользовался популярностью, – рассказал Павел Юрьевич. – Девушки сами просили родителей отпустить их сюда. Мы привыкли считать, что в монастырь приходят от несчастной любви или по злой воле родственников. Однако в конце позапрошлого века монашество стало настоящим молодежным движением. Юноши и девушки стремились удалиться от мира и принять постриг. И это все доподлинно известно благодаря сохранившимся письмам и личным делам многих монахинь.

По признанию Павла Субботина, переписка насельниц достойна отдельного издания. Благодаря ей были сделаны многие открытия, связанные с историей обители и бытом монахинь в целом:

– Послушницы и монахини вели обширную переписку буквально со всем миром. Они писали родным, друзьям, насельникам и насельникам других монастырей не только в пределах России, но и за рубеж, например, на Афон, как игуменья Маргарита (Соломенцова). Это письма живых людей живым людям, в каждом из них видны личные особенности, черты характера каждой из сестер. В письмах всплывают какие-то детали быта, которые помогают нам лучше представить их жизнь. Например, матушка Поликсения писала своему отцу – святителю Иннокентию (Вениаминову) о том, что у нее живет ручной голубь. Она его кормила, заботилась о нем как о домашнем животном. Это необычно и символично. А еще в письмах всплывали интересные исторические факты, которые в других источниках того времени не отразились – эпидемии, тяготы, происшествия и тому подобное.

Благодаря письмам открылись детали, которые указывают на высокую духовную жизнь обители. Так, одна из игумений монастыря явила пример необыкновенной кротости, христианского смирения и глубокой веры.

– Я совершенно серьезно считаю, что нужно всерьез рассматривать историю матушки Макарии как пример чуда, пример перенесения тягот и болезни, – подчеркнул Павел Юрьевич. – Она долго и тяжело болела, но не оставляла молитвы и никогда не жаловалась, а потом тихо и со смирением ушла в мир  иной. А после ее смерти людям, которые никогда не были в обители и даже не слышали имени этой монахини, были явлены сны о ней как о молитвеннице и помощнице, по молитвам которой могут решиться проблемы.  И эти сны сбылись. Этот факт был зафиксирован именно в письмах и больше нигде не афишировался.

Познакомиться с книгой «Борисовская БогородицеТихвинская женская пустынь» жители нашего города могут в Центральной библиотеке имени А. С. Пушкина и читальном зале Старооскольского краеведческого музея. Еще один экземпляр монографии передан в старооскольский дом-музей святителя Онуфрия (Гагалюка). Также издание доступно читателям всех районных библиотек Белгородской области и, конечно, посетителям Борисовского женского монастыря. А в ближайшее время на страницах «Православного Осколья» будут опубликованы некоторые выдержки из книги, связанные с жителями Старооскольского уезда.

Юлия Зиновьева

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

32 − = 30

АРХИВ ГАЗЕТЫ