Святые воды

Бабанинский родник. Изображение с сайта fonar.tv

В православных кругах издавна бытует задача, специально предназначенная для атеистов и радикальных протестантов: «Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги, в месте, где ширина реки достигает километра, глубина – десяти метров, скорость течения – 5 км/ч, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, – деревянный?». Она является своеобразным ответом на замечание, что святая вода приобретает свои важные целебные качества из-за того, что ионы серебра с серебряного креста иерея попадают в нее во время «чина водосвятия».

Вообще, шутки-то шутками, но отношение к водной стихии в Православии носит характер особый. Воду Господь создал до творения человека. И Дух Божий парил над ней, когда ничего живого еще не появилось в мире.

Реки текли в раю, где первоотец Адам и праматерь Ева ласкали руками шеи пугливых газелей и запускали пальцы в гривы свирепых лохматых львов.

По воле Божией воды погубили развращенный род людской и вынесли к горам Араратским ковчег праведного Ноя.

Уходя от войска фараона, пророк Моисей повелел Чермному морю расступиться и пропустить Израиль на другой берег, а потом сомкнуться над полчищем гонителей и душегубов.

Господь наш Иисус Христос принял Крещение в водах святого Иордана…

Освященная вода сопровождает всю жизнь православного христианина – от крещальной купели и до гробовой доски. А святитель Лука Крымский, выдающийся хирург и ученый, просто советовал: «Пейте святую воду как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине».

Но что делать православному христианину, особенно в сельской местности, если до храма далеко, а святая вода необходима? Выход может быть найден легко, если рядом находится святой источник. На Старооскольской земле имеются таковые, и о всех, пожалуй, и поведать сложно. А потому направим свой путь хотя бы к некоторым.

Часовня у родника в селе Сорокино. Изображение с сайта rasfokus.ru

Святой источник в районе села Сорокино, названный в честь пророка Божия Иоанна Предтечи, именуют еще и Нижнеатаманским. Родник пробивается из-под кручи. Он благоустроен. Здесь же находится и часовня, которая органически вписывается в окружающий пейзаж, сформированный меловыми горами, водой и дорогой. Здесь регулярно проводятся праздничные молебны, а за водой люди приезжают не только из Старого Оскола, но даже из других городов и областей России.

Тот, кто пил чистейшую воду из источника и видел, как она быстро устремляется в реку Чуфичку, наверняка захочет вернуться в эти места.

Но развернем карту и идем дальше.

Примерно в трех километрах от истоков реки Потудань выплескивается из-под горушки Потуданский родник, именуемый источником святителя Николая Чудотворца. Он известен с дореволюционной поры. Сохранились и свидетельства о нем. В «Воронежской старине» (1907 год) было опубликовано письмо князя Меньшикова от 1824 года: «При самородном колодце находится часовня во имя святителя и чудотворца Николая с его образом, к коему множество благочестивых прихожан ходят на поклонение. Ежегодно в день чудотворца Николая совершается крестный ход из Знаменки к роднику. Находящаяся там часовня построена одним из управляющих имением Меньшиковых. Внутри часовни находятся иконы святого Николая во весь рост, Спасителя и Богоматери. При часовне имеется небольшой лес, сад и деревянный дом, окопанный рвом. Все это пожертвовано князем Меньшиковым, в пользу прихода отведено 33 десятины».

Родник в селе Потудань. Изображение с сайта svyato.info

Крестные ходы были запрещены советской властью. А во время Великой Отечественной войны часовня была разрушена. В период хрущевских гонений на Церковь Русскую источник был засыпан щебнем, навозом и отходами, дабы пресечь тягу православных христиан к нему.

Однако вода все равно по воле Божией пробилась на поверхность. В 1994 году часовню отстроили заново. И теперь святой источник в честь святителя Николая Мирликийского продолжает, как и сто, и двести лет тому назад, снабжать верующих вкусной и полезной душе и телу водой.

Между селами Знаменка и Сергеевка в пойме реки Боровая Потудань расположен святой источник, названный в память преподобного Серафима Саровского.

В округе почиталась чудотворная икона преподобного Серафима, находившаяся в храме села Знаменка. Но в годы гонений, после 1917 года, она пропала. Вероятно, была сожжена комсомольцами. Почитание Саровского старца в Знаменке и Сергеевке не является случайным. По легенде, местный священник упал в холодные родниковые воды источника, но спасся. Он утверждал, что ему помог батюшка Серафим.

Так что где-то с начала XX века (после 1903 года) источник и получил название Серафимовского.

Сейчас источник обустроен и освящен. Здесь проходят и молебны в праздники и соответствующие дни…

Если источник святого Серафима тесно связан с рекой, то Ильин родник у села Владимировка находится в пойме обыкновенного ручья.

Ильинский источник. Фото из архива ИМЦ «Православное Осколье»

По воспоминаниям местных жителей, не позднее XIX века в роднике была найдена икона святого пророка Илии. В течение полувека от храма во Владимировке до святого источника постоянно совершался 2 августа крестный ход. Был поставлен сруб и крест с иконой пророка Илии. Даже после закрытия церкви в 1936 году верующие все равно добирались до родника, хотя это и строго воспрещалось.

Так уж произошло в дальнейшем, что после Великой Отечественной войны Ильинский родник оказался забыт и заброшен.

Возрождение произошло в 2005 году. Люди очистили источник, привели в порядок территорию вокруг, соорудили бетонное ограждение. И теперь каждый может напиться целебной воды из святого источника…

Чуть западнее села Обуховка, на северной окраине села Бабанинка уютно разместился святой источник в честь иконы Божией Матери «Знамение».

Точная дата начала почитания источника не установлена, предположительно она относится к XIX столетию. В роднике одна из жительниц села обнаружила икону Богородицы «Знамение». С тех пор вода в роднике стала считаться целебной.

Бабанинский родник. Изображение с сайта svyato.info

Крестные ходы к источнику и водосвятные молебны традиционно совершались в девятую пятницу после Великого дня Пасхи. Все прервалось опять же в годы советской власти.

В 2009 году родник был благоустроен, заменен старый сруб, под сенью расположили икону «Знамение», привели в порядок окружающую территорию. Теперь здесь удобно не только воды напиться, окунуться в купели, но и совершать богослужения…

Вот так православные христиане возвращают святые источники и сами возвращаются к тому, чем жили их предки.

А почитание святых источников и употребление святой воды (агиасмы) – это отнюдь не языческое наследие, случайно проникнувшее в Православие. На самом деле за пониманием смысла всего этого надо обратиться, скажем, к молитве на принятие просфоры и святой воды: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

36 − 29 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ