Святые мученики духовных училищ

Бирюченское духовное училище. Современный вид здания. Фотография из личного архива монаха Илии (Каунникова)

Более столетия тому назад на территории современной Белгородской области действовало несколько учебных заведений, готовивших будущее духовенство. В те времена, а именно до прихода к власти большевиков и установления в стране советской власти, храмы имелись почти в каждом селе. И будущих священников, диаконов, псаломщиков и учителей Закона Божиего обучали в духовных училищах: приходских (например, в Корочанском), уездных, епархиальных. Самыми выдающимися и значимыми училищами той эпохи были три: Белгородское, Старооскольское и Бирюченское. С ними связаны имена многих своих достойных преподавателей и выпускников, среди которых – новомученики и исповедники Церкви Русской.

Белгородское духовное училище было основано в 1721 при архиерейском доме и являлось одним из старейших учебных заведений Белгородской епархии. Спустя более полувека, в 1787-ом, училище было преобразовано в малую семинарию, которая расположилась в корпусах древнего Белгородского Николаевского монастыря. Еще через несколько лет, в 1801 году, для духовной семинарии был выстроен новый корпус в центре города – напротив Свято-Троицкого кафедрального собора. Еще спустя три десятилетия, в 1833 году, епархиальный центр из Белгорода был перенесен в Курск. Сама же семинария получила также название Курской, но еще долгие полвека, до 1882 года, находилась на своем прежнем месте. Самым знаменитым выпускником Курской семинарии, расположенной в Белгороде, в начале XIX века был митрополит Московский Макарий (Булгаков) – автор знаменитого, актуального и сейчас, многотомного труда «История Русской Церкви». С 1882 года Курская семинария переехала собственно в Курск, а на месте бывшей семинарии в Белгороде вновь расположилось духовное училище. В 1906 году это училище ждало очередное преобразование – в его стенах открылись Белгородские классы Курской духовной семинарии. В них и начинал свое образование мученик Михаил Вознесенский.

Белгородское духовное училище. Изображение с сайта pastvu.com

Михаил Вознесенский родился в 1900 году в селе Фощеватое Корочанского уезда в семье священномученика Матфея, расстрелянного в 1919 году большевиками и ныне прославленного в лике новомучеников и исповедников Российских. Окончить семинарию в Белгороде юный Михаил так и не успел из-за произошедшей в стране смены власти. Михаил происходил из духовного сословия: помимо священника-отца, два брата матери по фамилии Богоявленские были епископами: владыка Елевферий был митрополитом Виленским и Литовским, а епископ Исидор занимал Таллинскую и Эстонскую кафедру. Вся жизнь Михаила была связана с Церковью: несмотря на тяжелые условия для верующих в новом безбожном государстве, он до своего ареста и мученической кончины нес послушание псаломщика в храмах Корочанского уезда. 11 сентября 1935 года Михаил Матвеевич Богоявленский был арестован и отправлен отбывать заключение на Дальний Восток в тот же лагерь, где содержались архиепископ Курский Онуфрий (Гагалюк), епископ Белгородский Антоний (Панкеев). 1 июня 1938 года владыки Онуфрий и Антоний, мученик Михаил и еще 12 священников были расстреляны в тюрьме города Благовещенска.

Старооскольское духовное училище. Изображение с сайта cdn.culture.ru

Старооскольское духовное училище (первоначально – славяно-латинская школа) было основано в середине XVIII века стараниями епископа Белгородского Петра (Смелича) и с 1844 года имело статус межуездного. К концу XIX века в нем обучалось около 250 студентов из Старооскольского, Новооскольского и Тимского уездов Курской губернии. В 1900 году для училища был выстроен новый двухэтажный корпус на улице Михайловской, имевший внутри домовую церковь во имя великомученика Димитрия Солунского. Среди выдающихся выпускников училища можно отметить уроженца Старого Оскола епископа Лужского Симеона (Бычкова), ректора Ленинградской духовной академии, а также митрополита Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского), уроженца Нового Оскола. Училище было закрыто в 1918 году с приходом к власти безбожников-большевиков. Сейчас в его здании располагается Старооскольский театр для детей и молодежи. С историей училища связано и житие священномученика Дамиана (Воскресенского), архиепископа Курского и Обоянского.

Сщмч. Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский и Обоянский. Изображение с сайта icon.spbda.ru

Священномученик Дамиан родился в Фатежском уезде Курской губернии в 1873 году в семье сельского священника и при рождении носил имя Дмитрий. Он был самым младшим – девятым – ребенком в семье. Как и отец, и трое из его братьев, Дмитрий избрал духовную стезю. По окончании Курской духовной семинарии он был назначен псаломщиком соборной церкви города Путивля, а еще через шесть месяцев – в апреле 1895 года – надзирателем за воспитанниками при Старооскольском духовном училище. Здесь же он получил должности преподавателя чистописания и черчения. Осенью следующего, 1896 года, молодой надзиратель и преподаватель был вновь переведен в Путивльский уезд настоятелем Николаевской церкви. Вновь отец Димитрий вернулся в Старооскольское училище через несколько лет – в 1907 году. К тому времени в его жизни произошло много значимых событий: он успел овдоветь, окончить Санкт-Петербургскую духовную академию, принять монашеский постриг с именем Дамиан, а также побывать преподавателем трех учебных дисциплин в Смоленской духовной семинарии: литургики, гомилетики и практического руководства для пастырей. Теперь же Священный Синод назначил иеромонаха Дамиана смотрителем, или, выражаясь современной терминологией, директором Старооскольского училища. Иеромонах Дамиан, помимо основной должности, также вел преподавательскую деятельность: для учащихся 3-х и 4-х классов он вел уроки по изучению Церковного Устава и катехизиса. Помимо того, он ввел в училище изучение немецкого и французского языков. В этой должности иеромонах Дамиан находился около года. В 1910 году он, будучи к тому времени членом Курской церковно-археологической комиссии, составил житие святителя Иоасафа Белгородского, которое было издано не только в Курской губернии, но и в далекой Финляндии. В 1918 году архимандрит Дамиан был рукоположен в сан епископа. Последней его кафедрой с 1928 по 1932 год была Курская. В последний год своего управления родной ему Курской епархией по приказу советских властей он был арестован и сослан в Соловецкий лагерь особого назначения, а 3 ноября 1937 года расстрелян в лесном урочище Сандармох в Карелии.

Бирюченское духовное училище в годы своего существования располагалось на территории Воронежской губернии и епархии. Современные Алексеевский, Валуйский, Вейделевский, Волоконовский, Красненский, Красногвардейский, Ровеньский районы современной Белгородчины, а также некоторые приграничные села Харьковской области Украины входили в состав Бирюченского, Валуйского, Коротоякского и Острогожского уездов. Выходцы этих же уездов и составляли основной костяк учеников Бирюченского училища, основанного в далеком 1818 году по благословению Воронежского епископа Епифания (Канивецкого). Знаменитейшим из выпускников училища стал архиепископ Казанский Димитрий (Самбикин), построивший за свой счет для родного училища домовую церковь во имя великомученика Димитрия Солунского. Всего же выпускников училища, принявших впоследствии архиерейский сан, было пятеро. Но причислен к лику святых Православной Церковью из них всего лишь один: священномученик Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский.

Сщмч. Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский. Изображение с сайта православный-молитвослов.рф

Владыка Митрофан родился в 1869 году в слободе Алексеевке Бирюченского уезда (теперь город в Белгородской области) в крестьянской семье и при рождении был назван Дмитрием. Окончив Бирюченское училище по 1-му разряду, а затем и семинарию, в 1892 году он был рукоположен в диакона к Преображенской церкви села Матрено-Гезово (сегодня от этого храма остались лишь руины), а на следующий год был переведен в Троицкую церковь родной ему слободы Алексеевки (теперь эта церковь – Свято-Троицкий кафедральный собор). Прослужив здесь несколько месяцев, молодой диакон из-за болезни супруги внезапно овдовел и, не желая оставаться на родине, поступил в Киевскую духовную академию. В 1896 году в Киеве он принял монашеский постриг в честь святителя Митрофана Воронежского и через год был рукоположен во священника. Еще через несколько лет, в 1907 году, он был рукоположен в епископа Гомельского, став первым архиереем на этой кафедре, а еще через пять лет возглавил Минскую кафедру. В 1916 году он был назначен епископом Астраханским, где завоевал среди населения всеобщие любовь и уважение. Духовный авторитет владыки Митрофана был так велик, что новая власть никакими способами не смогла сместить его с занимаемой кафедры. В июне 1919 года владыка Митрофан был арестован советской властью и 6 июля в 3 часа ночи расстрелян. Перед смертью он благословил своих убийц.

Монах Илия (Каунников)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

31 − 25 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ