Святость и время
18 сентября 2019 года на форуме Всероссийской научно-практической конференции «Педагогический и воспитательный потенциал предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в современной системе образования» в Белгородском институте развития образования была представлена книга Павла Юрьевича Субботина «Священномученик Никодим, епископ Белгородский: жизнь, трагическая гибель, обретение мощей», выпущенная Издательским домом Белгородской митрополии.
Данное издание отнюдь не принадлежит к традиционной житийной литературе. И оно направлено не только на православную аудиторию, но и предназначено всем тем, кто живо интересуется историей Отечества, родного края и любит Россию.
Книга Павла Субботина также отличается и от типичных научных изданий (перегружаемых обычно излишней терминологией и затуманенных казенным языком), так как при соблюдении правил научной методологии текст написан в то же время в добротном публицистическом стиле. Он явно рассчитан на широкий круг читателей.
Перелистывая книгу, обнаруживаешь, что она снабжена замечательным иллюстративным материалом, который вполне гармонично дополняет и расширяет само повествование. А в Приложении можно ознакомиться с подлинными документами, связанными с подвигом святого и расследованием гибели его.
Постепенно, переходя от главы к главе, мы узнаем о жизненном и деятельном пути священномученика Никодима (Кононова) от юных лет до стояния в вере и мученической кончины во имя Христово. Причем автор раскрывает и события периода конца XIX – начала XX вв. На нас со страниц книги смотрит живая Россия, а не какой-то картонный макет ее.
Из первой главы читатель узнает не только о самом святом и его отце – священнике Михаиле Кононове, но и погружается в мир Русского Севера. Будущий владыка появился на свет в селе Тельвисочное (Тельвиска) Архангельской губернии, находящемся за Северным полярным кругом.
Нельзя пройти мимо удивительного факта, когда для того, чтобы воздвигнуть храм на острове Колгуев для православных ненцев, отцу Михаилу Кононову пришлось везти деревянный сруб за 300 верст, преодолевая трудности северной природы и студеного моря…
Характер и воля будущего священномученика и верного сына Православной Церкви безусловно испытали на себе и влияние Русского Севера. И далеко неслучайно владыка Никодим еще со студенческой скамьи активно занимался исследованием житий святых, историей монастырей и священных мест суровой Северной России.
Читая далее, мы узнаем о славном пути святого. Он вместил в себе множество талантов: ученого-исследователя, церковного писателя, педагога и организатора.
Святой Никодим постоянно занимается созидательной работой на разных поприщах. А вокруг уже бушуют страсти Первой революции в России (1905-1907 гг.): семинаристы срывают занятия, кипит ненависть, волнуются толпы на улицах и площадях.
Будучи ректором Калужской семинарии, архимандрит Никодим пытается образумить своенравную молодежь. Он предупреждает, что нельзя построить некое счастливое общество «на слезах, страдании, горе ближних…». И ему удается прекратить «брожение умов» в семинарии.
Один из своих самых важнейших трудов – «Жизнеописание отечественных подвижников благочестия (синодального периода) XVIII-XIX столетий» (в 14 томах) начал священномученик Никодим именно в Калуге в 1906 году, а завершил в 1912 г.
Очень много архимандрит, а затем епископ Рыльский Никодим сделал для прославления и почитания святителя Иоасафа Белгородского по всей России.
В 1913 году владыка был переведен на Белгородскую кафедру.
После начала Первой мировой войны епископ Никодим наставляет и утешает паству, служит молебны, помогает беженцам и посещает раненых в лазаретах не только в Белгороде, но и в Грайвороне, Старом Осколе, Короче и других городах и населенных пунктах.
Революция 1917 года, закончившаяся приходом к власти большевиков и распадом Российской империи, отбросила Белгородскую епархию за пределы страны, в зону оккупированной немцами Украины и марионеточного правительства Скоропадского.
Владыка делает все, чтобы сохранить нормальную жизнь в епархии в условиях всеобщего духовного распада. Еще в 1916 году епископ Никодим видел, что происходит: «…нравственное безразличие, безволие и бесхарактерность, в связи с грубою материализациею жизни в ее будничном течении – были отличительными чертами современного общества, и – крайнее огрубение, со всеми его отвратительными проявлениями, в жизни простого народа».
В декабре 1918 года в Белгороде (после занятия города Красной армией) разворачивается большевистский террор. Особенно свирепствует комендант Стефан Саенко. Разворачивается грубая антирелигиозная пропаганда. Идет грабеж храмов и монастырей. В этих условиях твердая защита Православия владыкой Никодимом вызвала ярость у новых властителей города. А, кроме того, ведь было известно, что епископ чрезвычайно любим простым народом. Владыку арестовали и расстреляли 9 января 1919 года, несмотря на протесты верующих.
Любой, кто неплохо знает историю и прочтет книгу, наверняка найдет параллели между новомучениками Церкви Русской и мучениками периода раннего христианства.
Последняя глава издания посвящена событиям нашего времени, когда произошло обретение мощей священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского.
После прочтения книги возникает четкое понимание, что святость не зависит от времени и эпохи. Святость всегда стоит над ними.
Александр Гончаров