Святой земляк. Жизнеописание старооскольца, расстрелянного вместе со священномучеником Онуфрием (Гагалюком)

Иерей Василий Андреевич Иванов мог бы встретиться с архиепископом Онуфрием (Гагалюком) в Старом Осколе. Ведь отец Василий родился в этом городе и, вероятно, имел здесь родственные и дружеские связи. Однако едва владыку Онуфрия назначили на Старооскольскую кафедру, иерея Василия (в ту пору клирика Воронежской епархии) арестовали. Встретились они уже на Дальнем Востоке, где и были вместе расстреляны в первый день лета 1938 года.

Имя нашего земляка так же, как имя архиепископа Онуфрия, включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской еще в августе 2000 года. Но до сих пор житие священномученика Василия Иванова своей лаконичностью напоминает жития первых христианских святых. Биографические сведения скупы, поэтому и агиографам (составителям житий) хватает нескольких абзацев, чтобы рассказать о его жизни.

Свое церковное служение будущий святой начинал на территории современной Курской митрополии. А точнее – в пределах нынешней Щигровской епархии. С 1907 по 1910 годы он был псаломщиком храма Тихвинской иконы Божией Матери в селе Усть-Стужень. Так в официальных церковных документах тогда частенько называли Ястребовку.

Ястребовка в начале XX века входила в состав Старооскольского уезда Курской губернии. Центр села украшал величественный трехпрестольный каменный храм. К концу господства атеизма в Ястребовке от храма не осталось даже фундамента. Уцелело лишь здание церковно-приходской школы, которое одно время использовали под клуб, а в 1990-е годы его вернули верующим для устройства молитвенного дома. Началось трудное возрождение прихода.

И у этого доброго дела, оказывается, был небесный покровитель – священномученик Василий Иванов. Родился он 25 февраля (по новому стилю – 9 марта) 1875 года в Старом Осколе.

Дореволюционный Старый Оскол. Изображение с сайта pastvu.com

Его семья не принадлежала к духовному сословию. Поэтому будущий священник шел к священству более сложным путем. Его отец Андрей Иванов был портным. Своего сына Василия он отдал учиться в городское училище. Впрочем, о родителях и братьях-сестрах священномученика Василия, его старооскольском детстве и юности нам не известно ровным счетом ничего. Сведения некоторых агиографов о том, что он окончил четыре класса Курской духовной семинарии, не подкреплены ссылкой на определенный исторический источник. В разрядных списках воспитанников семинарии, которые ежегодно публиковались в «Курских епархиальных ведомостях», его имя не встречается. К тому же в справочном листке на имя Иванова Василия Андреевича, хранящемся в фондах Государственного архива Курской области, в графе «Образование» указано: «Окончил городское училище». Если бы за плечами Василия Андреевича была семинария, это нашло бы отражение в официальном документе, последняя запись в котором сделана не ранее 1914 года.

Серьезные перемены в жизни Василия Андреевича Иванова произошли в 1907 году. Им предшествовал ряд событий в жизни Курской епархии. 19 января диакон Христорождественского храма в селе Стужень Иоанн Арепьев был переведен на вакансию псаломщика в Курском кафедральном соборе. Епископ Рыльский Иоасаф, викарий Курской епархии, рукоположил в диаконский сан Льва Курдюмова, ранее служившего псаломщиком в храме Тихвинской иконы Божией Матери села Усть-Стужень, то есть Ястребовки. Диакон Лев стал новым клириком храма в селе Стужень, уступив свое место новому псаломщику. Им и стал Василий Иванов. Определение о назначении подписано другим викарием Курской епархии епископом Белгородским Иоанникием 25 февраля 1907 года.

Ровно год Василий Андреевич носил приставку «исполняющий должность псаломщика», а потом был утвержден в этой должности. В этот же день ему исполнилось 33 года.

Возможность стать церковнослужителем (да и священнослужителем), минуя специальные духовные учебные заведения, в России в начале XХ века имелась. В «Курских епархиальных ведомостях» еще в 1906 году была опубликована информация «К сведению лиц, желающих вновь поступить или перейти на другие диаконские и псаломщические места в Курской епархии». Кандидату в псаломщики, не учившемуся в духовном училище, необходимо было успешно выдержать экзамен на псаломщика и «получить увольнительный приговор общества, если проситель принадлежал к податному сословию». Экзамены проходили в помещении курского епархиального дома в первый воскресный день каждого месяца с шести часов вечера.

Василий Иванов происходил из мещан. По всей видимости, и свидетельство экзаменационной комиссии о выдержанном экзамене, и увольнительный приговор общества он предоставил в Курскую духовную консисторию и был принят в клир Курской епархии. Сначала церковнослужителем. А 28 мая 1910 года и священнослужителем. В этот день псаломщик Василий Андреевич Иванов был рукоположен в сан диакона к Архангельской церкви села Ярыгино Обоянского уезда (ныне Пристенского района Курской области). В «Курских епархиальных ведомостях» информация об этом событии была невольно искажена. Василия Иванова назвали Андреем и дату рукоположения сместили на месяц вперед. Ошибки и опечатки преследуют человечество с тех самых пор, как оно овладело грамотой и изобрело печать.

Епархиальное начальство до революции строго следило за клириками, реагируя на жалобы, которые поступали в консисторию. Случалось, что церковно-бюрократическим аппаратом пользовались склочники и интриганы, желавшие свести счеты с неугодными им священниками и псаломщиками. Дела, бурно начинавшиеся с поспешных выводов, после выяснения обстоятельств тихо завершались снятием церковной судимости.

В июне 1913 года диакона Василия Иванова судили за якобы игру в карты и на две недели запретили в священном служении, отправив на исправление в Обоянский монастырь. Возможно, истинной причиной конфликта была зависть, поскольку к основному обвинению было добавлено сопутствующее – отец Василий высказывал желание стать священником и просил содействия прихожан.

Дальнейшее служение он продолжил в Архангельском храме села Любостань Суджанского уезда, а затем был переведен в Казанскую церковь села Наумовка Белгородского уезда. По отзыву благочинного, диакон Василий был «поведения весьма хорошего».

В 1919 году на праздник Сретения Господня отца Василия Иванова рукоположили в сан священника и назначили в Покровский храм села Долбино того же Белгородского уезда. С 1922 по 1930 годы он служил в Троицком храме села Ровеньки (ныне поселок в Белгородской области, а в середине 1920-х годов село, относившееся к Воронежской губернии).

Последним местом служения священномученика Василия Иванова стал храм в селе Нижний Икорец, клирики которого подчинялись архиепископу Гдовскому Димитрию (Любимову) – «иосифлянину», не поминавшему за богослужением Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского) после изданной этим архиереем в 1927 году так называемой «Декларации».

Архимандрит Дамаскин (Орловский) дает такую характеристику будущему святому, внезапно оказавшемуся в водовороте церковно-политической жизни: «Отец Василий был человеком простым и совершенно не разбирался в тонкостях церковного разномыслия тех лет». В Нижний Икорец он получил назначение 13 января 1930 года, а уже в конце месяца был арестован и вместе с другими священнослужителями заключен в воронежскую тюрьму.

На допросе в марте 1930 года иерей Василий Иванов, не опускаясь до клеветы и лукавства, искренне говорил о своих сослужителях, клириках нижнеикорецкого храма — Сергии Бутузове и Петре Корыстине. Их он уже не застал в Икорце. О первом отец Василий слышал, что его называют выдающимся проповедником. О личных качествах второго ничего не мог сказать. Только сетовал, что тот отправился в Воронеж на три дня полечиться, но не сдержал обещания и не вернулся. Не успев помолиться у престола с иереем Петром Корыстиным, отец Василий Иванов оказался с ним в одной камере.

На роль секретного осведомителя будущий священномученик тоже не подошел. Когда следователь поинтересовался, о чем говорят сокамерники-священники Феодор Яковлев и Петр Корыстин, батюшка сказал, что не расслышал их разговора. И получил 10 лет лагерей, отправившись отбывать наказание на Дальний Восток.  

Но в феврале 1938 года из лагеря его вновь заключили в тюрьму и 17 марта приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 1 июня, и этот день стал днем памяти отца Василия и других новомучеников, расстрелянных вместе с ним: архиепископа Курского Онуфрия (Гагалюка), епископа Белгородского Антония (Панкеева), протоиерея Ипполита Красновского, священников Митрофана Вильгельмского, Александра Ерошова, Михаила Дейнеки, псаломщика Михаила Вознесенского и иных.

31 мая 2024 года на фасаде Троицкого храма в поселке Ровеньки была освящена мемориальная доска в память о служении в этой церкви священномученика Василия.

А в селе Ястребовка, в котором начиналось церковное служение святого, 14 июля 2011 года состоялось долгожданное событие – освящение новопостроенного Тихвинского храма. Совершили его два архипастыря (тогда еще архиепископы, а сейчас уже митрополиты) Курский Герман и Белгородский Иоанн. Верим, что это чудо произошло не без молитвенной помощи священномученика Василия Иванова, еще одного небесного покровителя Курского, Белгородского и Воронежского краев.

Священник Владимир Русин

Использованные источники:

  • Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май. – Тверь,2007.
  • «Курские епархиальные ведомости», № 3–4 за 1906 г. (Часть оф.).
  • «Курские епархиальные ведомости», № 7 за 1907 г. (Часть оф.).
  • «Курские епархиальные ведомости», № 28 за 1910 г. (Часть оф.).
  • Государственный архив Курской области. Ф. 20. Оп. 3. Д. 149. Л. 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 2

АРХИВ ГАЗЕТЫ