Святой комедиант. О том, как лицедей-язычник стал мучеником

Вторая половина IV века от Рождества Христова обернулась для христиан новым витком гонений. На Римский престол взошел новый энергичный правитель – Юлиан, который вошел в историю под прозвищем Апостат или Отступник.

Биографии Юлиана мог позавидовать любой современник. Родной племянник равноапостольного императора Константина, он получил блестящее образование. Его наставником был арианский епископ Евсевий Никомедийский, имевший особое влияние на Великого Константина и крестивший того на смертном одре. Знаком был Юлиан и с наследием ритора Либания, который, будучи язычником, оказал огромное влияние на своих учеников-христиан. Среди воспитанников Либания были такие великие умы, как святитель Василий Великий и его друг святитель Григорий Богослов. Одним из самых молодых и талантливых учеников Либания станет некий христианский юноша Иоанн. О нем знаменитый ритор скажет, что с радостью передал бы ему управление своей школой красноречия, если бы того не «украли у нас христиане». Этот юноша Иоанн известен нам теперь как святитель и учитель Церкви, Златоуст.

Это был век открытий, век новых имен. Империя переживала период расцвета, и, как мы видим, многие талантливые люди жили рядом друг с другом, вместе учились, общались. Однако судьба их сложится по-разному…

Василий, Григорий и Иоанн станут епископами Церкви и прославятся в веках за прославление христианской мудрости. Юлиан стал императором и, увы, отступником от веры своего дяди, императора Константина.

Юлиан не был бесталанным правителем. Он считается основателем Парижа. Его стратегические и тактические решения выдают в нем талантливого и отважного военачальника: он несколько раз переходил реку Рейн, чтобы отбросить германцев от границ империи. Армия его боготворила.

В своей религиозной политике Юлиан – убежденный язычник, пришедший к своим воззрениям далеко не сразу, и поэтому прекрасно понимающий, как бороться с христианством.

В это же время в городе Ефес живет человек, далекий от блестящего образованного общества Афин и интеллектуалов своего времени. Его зовут  Порфирий. Он актер, лицедей, который весьма талантливо играет в театре. Вероятно, его не заботят ни политика, ни религиозные споры. Вероятно,  яркая веселая жизнь лицедея его устраивает.

Юлиан, будучи эстетом, прекрасно понимал, какое влияние театр может оказать на умы и сердца его современников. Поэтому  с  его легкой руки классический театр становится местом насмешек над христианами. Порфирию выпадает счастливый билет. В свой день рождения император гостит в Ефесе. Он желает увидеть новый спектакль, в котором будет осмеяно Таинство святого Крещения. Звездный час для Порфирия – выступать перед властителем.

Занавес. Действо начинается. Актер входит в воду и, смеясь,

произносит крещальную формулу. «Крещается раб Божий Порфирий, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Из воды он выходит другим человеком. Благодать Божия коснулась его сердца, и он уже бесстрашен в исповедании своей новой христианской веры. Бесстрашен в обличении императора- язычника…

 Юлиан и весь двор шокированы. Порфирия тут же предают жестоким мучениям и убивают. Но, несмотря на кровавое завершение, спектакль возымел вовсе не то воздействие на толпу, о котором думал император-язычник. Юлиан так и будет всю свою жизнь бороться со Христом. А спустя всего пару лет, умирая от стрелы неизвестного на поле боя, он произнесет: «Ты победил меня, Галилеянин».

 

Протоиерей Максим Горожанкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

76 − = 67

АРХИВ ГАЗЕТЫ