Святой богатырь Илия Муромец

Последний поход Ильи Муромца. Художник Андрей Шишкин, 2020 год

В первый день нового года, 1 января, Русская Православная Церковь вспоминает преподобного Илию Муромца, Печерского, в Ближних пещерах. Официально святой был прославлен только в 1643 году в числе 69 монахов, подвизавшихся в Киево-Печерской лавре. Хотя, скорее всего, его почитание на местном уровне относится к более раннему времени, но ни жития, ни икон не сохранилось. Все-таки с момента его ухода ко Господу, предположительно около 1188 года, Русь испытала на себе и монголо-татарский погром и другие нашествия иноплеменников, когда в огне войн уничтожались и храмы, и монастыри, и рукописи. К тому же и население Южной Руси значительно изменилось. Под натиском кочевников люди просто уходили на север, к Владимиру-на-Клязьме, Ярославлю и Костроме. Неслучайно древнерусские былины сохранились на Русском Севере, но оказались забыты на территории, где их создавали, которая стала в более позднюю эпоху именоваться Малороссией.

Ученые до сих пор спорят о том, можно ли считать преподобного Илию тем эпическим героем, который чаще иных появляется в былинных текстах. Хотя как раз наука и позволяет сделать вполне объективный вывод. Комплексное исследование мощей преподобного проводилось в 1988–1992 годах. Были использованы современные методы из набора естественных наук, в том числе и рентгенография и биохимический анализ. И изучение святых мощей подтвердило сведения из былин.

Рост преподобного Илии составлял 177 см, что на уровне среднего роста мужчин средневековья в 160-165 см подтверждало его богатырскую стать. А ведь еще медицинские эксперты обнаружили, что герой страдал дефектами позвоночника. Как раз былины и говорят о том, что Илия сиднем просидел 30 лет и три года, не имея возможности передвигаться на ногах «нехожалых». Аминокислотный же анализ показал, что святой жил в XI – XII веках от Рождества Христова, то есть мог быть современником или святого равноапостольного князя Владимира (о чем сообщается в былинах), или великого князя Владимира Мономаха.

На теле преподобного Илии ученые выявили множество ранений, а рана в грудь копьем, вероятно, и послужила причиной отхода богатыря от ратной службы и принятия иноческого пострига.

Любопытно, что в летописях имя Илии Муромца не сохранилось, в отличие от Добрыни Никитича. Но оно обнаруживается в иностранных сказаниях и сагах. В германском сочинении «Ортит» (XIII век) фигурирует рыцарь Илия Русский (Ilias von Riuzien), чуть ли не родственник и помощник главного героя. В скандинавских, преимущественно норвежских сагах (XII – XIII века) говорится о богатыре Илии, сводном брате короля Руси.

Кстати, в былинах скупо сообщается, что Илия Муромец несколько лет отсутствовал в русских землях.

Такой поворот объясняется крестьянским происхождением богатыря. Для русских летописей крестьянский сын из села Карачарово, находящегося под городом Муромом, как бы был худороден, чтобы его еще и упоминать. Мало ли кто служил в княжеской дружине не из родовитых лиц. А вот иноземцы намеренно изменили факт происхождения Илии, дабы не имелось урона рыцарской чести.

Обратившись же к былинам, мы узнаем, что Илия, испросив благословения у родителей, сразу после исцеления отправился в столицу Руси:

«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду во славный стольный Киев-град –

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую».

Главным мотивом былинных сказаний об Илии Муромце является единоборчество, то есть фактически рыцарский поединок. Он в честном бою одолевает Соловья-разбойника, Идолище поганое, могучего Жидовина. И здесь становится понятным, что русский богатырь поражает тех, кто покушается на жизнь и имущество простых людей, или стремится поработить страну, или надругаться над православной верой.

Преподобный Илия Муромец. Изображение с сайта ic-xc-nika.ru

Это находит свое выражение и в «Службе преподобным отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Ближних пещерах пребывают», где преподобный Илия отмечается как святой «в руце имущий от оружия язву, в сердце же любовь ко Христу».

В честь защитника веры и Отечества в Первую мировую войну был назван тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец», сконструированный Игорем Сикорским. А в годы Великой Отечественной войны бронепоезд «Илья Муромец» дошел до немецкого города Франкфурт-на-Одере. Его фашистские захватчики боялись до нервного тика.

Сегодня же преподобный Илия Муромец является небесным покровителем Ракетных войск стратегического назначения России, пограничников, а также некоторых частей спецназа.

Недаром в 1998 году у Главного штаба РВСН был освящен храм во имя преподобного Илии Муромца, в 2011 году – храм в Калининграде при КПИ ФСБ России и в 2009 году – часовня на территории Магаданского погранотряда.

Сейчас Россия проходит суровые испытания. Поэтому важно в первый день нового года молитвенно обратиться к преподобному Илии Муромцу, попросить его ходатайства перед Престолом Божиим за всех наших воинов, находящихся на фронтах СВО, и за всех тех, кто защищает нашу Родину на море и на суше, в городах или селах. А он уж обязательно придет на помощь. И пусть в храмах вновь и вновь звучат слова из тропаря: «Ликовствует днесь земля Русская, воина и чудотворца своего Илию Муромца прославляюще, яко той в Церкви торжествующей пребывая, соратует сродницем своим и Церкве воинствующей, на враги видимыя и невидимыя Руси Святой испрошая у Господа вспоможение, да невозбранно славят и чтут людие русские Христа Бога».

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

23 − 17 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ