Свято-Никольский храм (с. Незнамово)

Историческая справка

(по материалам исследования иерея Виктора Тишина)

h_neznamovo_1Поселение Незнамово было основано в 1639 году боярским сыном Лукьяном Алексеевичем Незнамовым. Входило селение в состав Окологородного стана Старооскольского уезда Белгородской провинции Киевской губернии. К этому же стану относилось и село Бор, где уже в первой половине XVII века была церковь в честь святителя Николая Мирликийского, Чудотворца. Жители деревень Незнамово, Озерки, Выползово и Черниково являлись прихожанами этого храма. В начале XVIII века у села Бор образовалось два новых поселения. Первое основано Онуфрием Карповичем Анпиловым в 1723 году, в дальнейшем именовалось как Бор-Анпиловка. Второе поселение — Бор-Малявинка, образованное в 1730 году, названное в честь первопоселенца — помещика Ивана Демьяновича Малявина. По данным ревизии за 1744 год поселение Бор, образованное в начале XVII века, уже числилось как деревня, а храм во имя святителя Николая был перенесен в село Черниково. С этого момента село Бор постепенно теряет свое значение, а позже и вовсе исчезает как самостоятельный населенный пункт.

Из XIX в век XX

В первой половине XIX века деревня Незнамово развивалась сравнительно медленно, и число жителей увеличивалось за счет естественного прироста. К 1861 году, к периоду отмены крепостного права, в ней насчитывалось 50 дворов и 673 жителя обоего пола. После отмены крепостного права во второй половине XIX века деревня приобретает все больший статус среди местных поселений в устье реки Убли. Когда-то бывший центр — село Бор — превращается в небольшую деревеньку, передавая пальму первенства Незнамову. Так, к концу века, по данным за 1892-1896 годы, деревня Бор насчитывала всего 23 двора и 137 жителей, тогда как село Незнамово имело 105 дворов и 1001 жителя обоего пола. После строительства железной дороги даже бывшие хутора Анпилова и Малявина значительно опережали деревню Бор в развитии.
Население в эти годы было неграмотное, поэтому в селе Незнамово были открыты церковно-приходская школа и школа грамоты. С 1895 года началось обучение детей близлежащих населенных пунктов. Помещения не было, и поэтому арендовали комнату в доме жителя села Незнамово Бориса Федоровича Базарова. Вторая школа находилась в доме Ксении Ивановны Базаровой, которая учила детей по своей воле. Казна не оплачивала ее труд. Сами родители приносили ей продукты за обучение детей. В 1901 году была открыта Земская начальная школа (народное училище), которая находилась в церковной сторожке. В 1907 году была построена Бор-Анпиловская начальная школа. В школах изучали Закон Божий, церковно-славянский и русский языки, арифметику, историю, географию, церковное пение. Обучением были охвачены не все дети, учились только мальчики в течение трех лет. Дети бедняков учились бесплатно, а дети зажиточных крестьян платили половину годовой стоимости обучения — 60 рублей.
После революционных событий 1917 года в селе возле Никольской церкви было построено здание Земской школы с 4-х и 5-летним обучением.

О дате постройки храма

02_sy87423tejhfadsfКонец XIX века. В деревне Незнамово была выстроена кирпичная каплица (часовня). Точная дата построения неизвестна, предположительно это было не позднее 1892 года. Вполне вероятно, что раньше существовала деревянная часовня, а перед Первой мировой войной на месте каплицы было возведено каменное здание храма во имя святителя Николая Чудотворца.
Наиболее вероятными датами постройки являются 1903 и 1904 гг. Первая дата встречается в «Справочной книге о церквах, приходах и причтах Курской епархии за 1908 год», вторая — в Клировых ведомостях за 1916 год по Первому благочинническому округу. По данным этого же документа в 1905 году приход посетил архиерей, с этого же года хранятся исповедальные рукописи. О том, что храм построен в 1904 году на пожертвования прихожан, говорится и в одном из прошений на имя архиепископа Питирима (Свиридова), написанного в 1944 году. Кроме этого, необходимо заметить, что общепринятой датой постройки храма считается 1895 год, который обозначен на левом фасаде здания. Документально данный факт не подтвержден, можно предположить, что обозначенный год является началом строительства храма или завершением строительства фасада.

О первых священниках

В «Курских епархиальных ведомостях» за январь 1906 года сообщается, что штат причта был открыт в текущем году. Об этом свидетельствует и указ Святейшего Синода за № 233 от 9 января 1906 года. Там же читаем: «настоятелем был назначен протоиерей Михаил Антонов».
Сохранились имена священников, настоятельствующих в начале ХХ века в Никольской церкви. «Курские епархиальные ведомости» сообщают, что 7 февраля 1906 года на священническое место при Свято-Никольской церкви в село Незнамово был определен иерей Павел Антонов, ранее служивший псаломщиком при Введенском храме в селе Пойменово Курского уезда.
Благодаря сохранившимся метрическим книгам Никольского храма известно, что иерей Павел Антонов настоятельствовал до 3 июня 1906 года. Далее сообщается, что до 1909 года служило 4 священника — Николай Лисицын, Виктор Антонов, Александр Коновалов, Михаил Бабаков; с октября 1909 года вновь назначен священник Николай Лисицын. Он же еще 9 августа 1906 года резолюцией епископа Белгородского Иоанникия (Ефремова), викария Курской епархии, был утвержден в должности законоучителя Незнамовских и Бор-Малявинских земских начальных школ, приписанных к Незнамовскому приходу. В 1909 году настоятелем в село Незнамово был назначен священник Михаил Праведников, послушание псаломщика при нем нес Иоанн Васильевич Емельянов.
04_uiry782trherasСвященник Михаил Феоктистович Праведников родился 15 ноября 1872 года в с. Сергеевское Золотухинского района Курской области. Его отец был диаконом. Сын продолжил духовную династию. В 1894 году окончил Курскую духовную семинарию. Долгое время служил псаломщиком. Известно, что в 1908 году Михаил Праведников состоял в штате Старооскольской кладбищенской церкви, освященной в честь Ахтырской иконы Божией Матери. А в 1909 году был рукоположен в священники и назначен настоятелем в Свято-Никольский храм села Незнамово Старооскольского уезда. К сожалению, послужной список и справочные листы батюшки не сохранились, но в метрических книгах он указывается как настоятель до 1911 года. За это время он был награжден медалью за выдающиеся труды в сфере народного образования. Известно также, что в 1929 году отец Михаил был судим Старооскольским нарсудом за невыполнение госпоставок по ст. 61 УК РСФСР и приговорен к году принудительных работ.
Необходимо отметить, что многие прихожане и члены двадцатки послевоенного периода, которые много сил и энергии тратили на возрождение приходской жизни в селе после открытия храма, получили начальное образование именно в Незнамовской земской начальной школе, где преподавал отец Михаил. Несомненно, благодаря его огромному влиянию на своих учеников, выросли и будущие прихожане, защищавшие храм от закрытия и разрушения многие годы. Спустя год принудительных работ, получив долгожданную свободу, протоиерей Михаил Праведников поселился в п. Чернянка. Епископ Старооскольский Онуфрий (Гагалюк), высоко оценив преданность отца Михаила Церкви, назначил его благочинным Чернянского округа. Весной 1933 года епископа Онуфрия арестовали. Впоследствии были арестованы многие священники, служившие Матери Церкви при владыке Онуфрии, в том числе и отец Михаил. После ряда допросов его отпустили.
В 1936 году храм в Чернянке, в котором служил отец Михаил, закрыли и разрушили. По словам одного из проходящих по делу свидетелей, батюшка «был недоволен» разрушением церкви. Он совершал богослужения и требы в домах чернянцев, «отвлекая от работы колхозников». Под его руководством были организованы «церковники», которые пытались купить дом для создания новой церкви, но покупку не разрешил сельский совет. Фактически оказавшись на нелегальном положении, отец Михаил продолжал исполнять обязанности благочинного. За это впоследствии ему было предъявлено обвинение в устроении «сборищ попов района».
В мае 1937 года правление колхоза «Красный пахарь» созвало всех селян на политинформацию. В этот же день одна из женщин пригласила священника Михаила Праведникова к себе домой отслужить панихиду по умершему мужу. Большинство колхозников пришли на панихиду, чтобы помянуть и своих усопших сродников. Колхозное мероприятие оказалось сорванным. Вина за это легла на священника.
В октябре этого же года кампания по закрытию храмов перетекла в кампанию по истреблению духовенства. Сотрудники Чернянского районного отдела НКВД пришли за отцом Михаилом. В ходе проведенных допросов, где использовались показания лжесвидетелей, он был приговорен к расстрелу решением Тройки