Святители – победители Смуты

01_kury5465ukfddh5
С.В. Малиновский «Нижегородский подвиг»

Русская история неразрывно связана с Русской Православной Церковью. Желающие не замечать этого просто пропускают всю историю мимо себя. Какими мотивами руководствуются подобные люди? Да скорее всего обычными, характерными для атеистического и материалистического подхода, когда за социальными и экономическими теориями забывается подлинный сложнейший ход мирового развития, направляемого самой Пресвятой Троицей.

Россия с 1480 года испытала на себе два страшнейших потрясения: Смуту (1598-1618) и Революцию 1917 года с последующей Гражданской войной.
Прочитаем внимательно следующий текст: «Россию терзали свои более, нежели иноплеменные: путеводителями, наставниками и хранителями ляхов были наши изменники, первые и последние в кровавых сечах: ляхи, с оружием в руках, только смотрели и смеялись безумному междоусобию. В лесах, в болотах непроходимых россияне готовили или указывали им путь, и числом превосходным берегли их в опасностях, умирая за тех, которые обходились с ними, как с рабами. Вся добыча принадлежала ляхам: они избирали себе лучших из пленников, красных юношей и девиц, или отдавали на выкуп ближним и снова отнимали, к забаве русских изменников… Сердце трепещет от воспоминания злодейств: там, где стыла теплая кровь, где лежали трупы убиенных, там гнусное любострастие искало одра для своих мерзостных наслаждений… Были женщины, прельщаемые иноплеменниками и развратом; но другие смертию избавляли себя от зверского насилия… Сердца окаменели, умы омрачились: вблизи свирепствовало злодейство, а мы думали, оно минует нас, или искали в нем личных для себя выгод. В общем кружении голов все хотели быть выше своего звания: рабы хотели быть господами, чернь – дворянством, дворяне – вельможами. Не только простые простых, но и знатные знатных и разумные разумных обольщали изменою, в домах и в самих битвах; говорили: «Мы блаженствуем, идите к нам от скорби к утехам!..» Гибли Отечество и Церковь; храмы истинного Бога разорялись, подобно капищам Владимирова времени; скот и псы жили в алтарях; воздухами и пеленами украшались кони; злодеи пили из святых потиров, на иконах играли в кости; в ризах иерейских плясали блудницы. Иноков, священников палили огнем, допытываясь сокровищ; отшельников, схимников заставляли петь срамные песни, а безмолвствующих убивали… Люди уступили свои жилища зверям; медведи и волки, оставив леса, витали в пустых городах и весях; враны плотоядные сидели станицами на телах человеческих; малые птицы гнездились в черепах. Могилы, как горы, везде возвышались. Граждане и земледельцы жили в дебрях, в лесах и пещерах неведомых, или в болотах, только ночью выходя из них обсушиться. И леса не спасали: люди, уже покинув звероловство, ходили туда с чуткими псами на ловлю людей; матери, укрываясь в густоте древесной, страшились вопля своих младенцев, зажимали им рот и душили до смерти. Не светом луны, а пожарами озарялись ночи; ибо грабители жгли, чего не могли взять с собою – дома и скирды хлеба, да будет Россия пустынею необитаемою…»
Перед нами отрывок из записей келаря Троице-Сергиевой Лавры Авраамия Палицына. Здесь говорится о разгаре Смутного времени, но если отбросить всего лишь несколько слов, как повествование становится схожим с рассказом о бедах Гражданской войны и интервенции второго десятилетия XX века. Революция во многом повторила срыв российского государства и общества в Смуту конца XVI – начала XVII веков.
Смуту русские превозмогли только с помощью Церкви. И это не умозрительное заключение, а отражение реальности. Церковь объединила всех, что и послужило залогом спасения корабля русской державы, попавшего в эпицентр разрушительного шторма. И никогда бы сие судно не выплыло к тихим водам, если бы не деятельность выдающихся наших святителей Иова и Ермогена. Грех народа и властей против Церкви и страны и был преодолен прежде всего самой Церковью, а не разномастными сословиями Российского государства, носившимися по волнам Смуты, как павшие осенние листья.

У истоков Смуты

Никто иной, как основатель «научного коммунизма» и ярый ненавистник России и религии Карл Маркс написал: «В начале своего правления (1462-1505) Иван III был еще данником татар, удельные князья еще оспаривали его власть… К концу его правления мы видим Ивана III сидящим на независимом троне, рядом с ним – дочь последнего византийского императора, у ног его – Казань, обломки Золотой Орды стекаются к его двору, Новгород и другие русские республики порабощены…Изумленная Европа, в начале правления Ивана едва знавшая о существовании Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной империи, и сам султан Баязид, перед которым Европа трепетала, впервые услышал высокомерную речь московита».
Ну, «порабощение» и прочие перлы пропаганды оставим на совести классика «марксизма-ленинизма», а в остальном он прав, ибо четко зафиксировал точку формирования мощного государства на востоке Европы.
И тут обнаруживается, что до начала Смуты Россия, освобожденная от ига, независимая и объединенная, бытийствует всего только сто лет. Срок в жизни держав совсем уж и невеликий. Достаточно поразмыслить о том, что сто лет с 1917 года отнюдь не выветрили противоречия в современном нам обществе – до сих пор мы не пришли к общему знаменателю в духовной и политических сферах: иногда кажется, что «красные» и «белые» не ушли в прошлое с кровавыми фронтами Гражданской войны, но незримо диктуют идеи свои все новым и новым поколениям.
Таким образом, мысли о разобщенности государства еще накануне Смуты витали в обществе. Плюс к тому же московские князья, присоединяя уделы, «свозили» в столицу и бывших правителей, которые обступили трон толпой, оттеснив служилых людей. Родовитые князья-бояре, кичась предками, почитали правящую династию московских Рюриковичей менее знатной. Идеал организации государственности эти господа находили в Речи Посполитой, где шляхта командовала королями. Далеко не случайно царь Иоанн IV Грозный обрушивается в письме на воззрения изменника – князя Курбского (правда, разговор идет о Византии позднего периода): «Посмотри на все это и подумай, какое управление бывает при многоначалии и многовластии, ибо там цари были послушны епархам и вельможам, и как погибли эти страны. Это ли и нам посоветуешь, чтобы к такой же гибели прийти? И в том ли благочестие, чтобы не управлять царством, и злодеев не держать в узде, и отдаться на разграбление иноплеменникам?»
Иван Васильевич нутром чувствует одну из причин будущей Смуты. И противостоит ей. Но, к сожалению, к другой причине он и сам приложил руку…

Грех против Церкви

Перенесемся ближе к нашей эпохе. Священномученик Иларион (Троицкий) отмечал в 1916 году (то есть непосредственно перед революционными потрясениями): «Русская болезнь имеет в своей основе грех против Церкви. Отношение к Церкви – вот пробный камень для русского человека. Кто верен Церкви, тот верен России, тот – воистину русский. Кто отрекся от Церкви, тот отрекся от России, оторвался от русской почвы… В жизни исключительно религиозных народов всегда так и бывает… Сущность русской народной болезни и можно усматривать в том, что часть русского народа тяжело согрешила против Церкви, отошла от Церкви, вышла из-под ее руководства, потеряла связь с жизнью церковной».
Но разве не сие же наблюдается в столетие перед Смутой? В Россию из Литвы (через Новгород) проникла ересь «жидовствующих». Официально она считается побежденной на Соборе 1504 года. Однако уже на Соборе 1553-1554 гг. осуждаются еретики Феодосий Косой и Матвей Башкин (причем у них имелись и ученики). Тот же Феодосий учил, подобно «жидовствующим»: отвергал иконы, святые мощи, таинства Церкви. Он открыто проповедовал: «К попам не приходите, и молебнов не творите, и молитвы их не требовати, и не кайтесь, и не причищайтесь, и темияном не кадитися, и на погребении от епископов и от попов не поминатися… Подобает поклонятися духом Отцу, а не поклоны творите, ни на землю падати и поклонятися, ни проскуры, ни капуны, ни свечи приносити». Грех против Церкви – налицо.
Но ересь «жидовствующих» по стране распространилась первоначально благодаря поддержке великого князя Иоанна III. Он пригласил лидеров «жидовствующих» в Москву и пытался использовать еретиков в политической борьбе. Ересь проникла во все сословия, в правительственные круги и даже в саму семью великого князя. Но праведные голоса святителя Геннадия Новгородского и преподобного Иосифа Волоцкого остановили «чужебесие», заставив одуматься и князя, и общество.
Внук Иоанна Третьего – Иван Грозный в ересь не впадал. Но все же отношение к Церкви как к политическому инструменту сохранилось и у него. Сведение с московского митрополичьего престола святителя Филиппа (Колычева) было продиктовано исключительно политикой. Об Иоанне Грозном написано много лжи. Он был совсем не таким тираном, как его изображают либеральные историки. Да и число казненных за время правления первого русского царя (сроком в 51 год) не превышает четырех тысяч человек, а это на фоне английского короля Генриха VIII Тюдора, при котором было убито свыше 70 тысяч согнанных с земель крестьян, выглядит несколько по-другому. Но все же убитые по приказу Грозного невинные люди были, как и грех против Церкви. Дыхание Смуты в православном государстве ощутилось в конце XVI века и через «опричнину».

Промысл Божий и Патриаршество на Руси

02_gs734yjafkjsajletr845
Наталья Климова «Святые Патриархи Гермоген и Иов совершают Покаянный чин в Успенском соборе Московского Кремля в 1607 г.»

Учреждение Московского Патриархата и избрание первым Патриархом святителя Иова произошло в 1589 году. Особое попечение в этом деле принадлежит царю Феодору Иоанновичу и его фактическому соправителю и родственнику Борису Годунову.
Обычно все заслуги приписывают активности Годунова, а Феодора Иоанновича оставляют в стороне. Опять выплывает странное неприятие истинного исторического положения. Еще с книг Карамзина российское общество почитало последнего царя из московских потомков Рюрика чуть ли не слабоумным. Но историки знают о том, что Феодор водил полки в бой. Извините, но слабоумные не командуют армией. Поводом к клевете послужило настоящее, а не показное православное благочестие Феодора Иоанновича. На тех же основаниях в XVIII столетии Александра Васильевича Суворова – величайшего нашего полководца почитали чудаком и шутом: «Ах, он вместо того, чтобы к руке матушки-императрицы Екатерины приложиться, прежде всего на иконы крестится!» «Ужасный век, ужасные сердца!» (А.С. Пушкин). Не скажешь по-иному.
Божий Промысл о России в учреждении Патриаршества откажется признать лишь закоренелый атеист. До начала Смуты, когда светская власть потеряла вес, а затем и рухнула, оставалось примерно 11 лет. Если бы в России не было Патриархов, духовный авторитет коих сам по себе стягивал православных христиан под скипетр Церкви, то, может быть, и Смутное время окончилось бы распадом страны на куски и кусочки.
Смута предполагает вторжение в разобщенную землю и вражьих войск, и чужой идеологии. Восстановление Патриаршества в 1917 году позволило святителю Тихону (Белавину) отстоять самость не только Православия, но и России. И не вина Патриарха, что призыв его о прекращении междоусобицы и вакханалии братоубийственной войны не пожелали принять революционные толпы.
В 1605 году против всеобщего предательства и ненависти восстал Патриарх Иов.

Святитель Иов

О детстве Иоанна – будущего Патриарха Иова практически ничего не известно. Но уже с отрочества он подвизался в Успенском монастыре в родном городе Старица (ныне Тверской области). В 1569 году обитель посетил Иоанн IV. И инок Иов (Иоанн – в миру) привлек своим благочестием государя. Вскорости святой Иов стал архимандритом. Далее он исправлял пастырское служение и начальствовал в московских монастырях. Затем был возведен в епископский сан. А в 1587 году Иов уже на митрополичьей кафедре в Москве. 23 января 1589 года при участии Патриарха Константинопольского Иеремии состоялось наречение, а 26 января – торжественное поставление митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси.
Святитель Иов прославился своим смирением и добротой. И он очень многое сделал для Православной Церкви.
Из Жития узнаем, что «святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем…. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях Поволжья и Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602). Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.
При святителе Иове были прославлены многие русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоцкий (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий Комельский, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий.
Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на дела милосердия и строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год были построены двенадцать храмов, основаны Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри. Строились храмы и монастыри в Сибири и других епархиях. При святителе Иове проводилась активная миссионерская деятельность в отдаленных районах государства, были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Карельская епархии. Семена православия, посеянные Патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства».
Патриарх Иов, по нашему мнению, являлся духовным наследником преподобного Сергия Радонежского и преп. Иосифа Волоцкого (коего он, видимо, любил и почитал особо). Иов был радетелем монастырей и просвещения народного, как Сергий, и обличителем неправды, как Иосиф. Вспомним, что русские монастыри в годину Смуты спасли от гибели и голода многих православных христиан. А наследие Сергия Радонежского – Троице-Сергиева Лавра встала еще и крепостью на пути лихих людей и поляков.
Святитель Иов всеми силами противостоял грабительскому захвату царского престола Лжедмитрием I (тайным католиком и самозванцем).
И опять свершился грех против Церкви. Во время Божественной литургии клевреты самозванца ворвались в храм, избили святителя и сорвали священные одежды. Но дух Патриарха не сломили. Иов был отправлен в Старицкий Успенский монастырь, где долго болел и потерял зрение.
Но Бог поругаем не бывает! После свержения Лжедмитрия Первого святитель Иов (так как сам уже не мог исполнять по болезни обязанности Патриарха) благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена.

Святитель Ермоген

По некоторым данным, Ермоген происходил из казачьего рода. Будучи священником в Казани, он стал свидетелем чуда обретения Казанской иконы Божией Матери. И всю жизнь свою искренне чтил Пресвятую Деву.
Годы патриаршества Ермогена пришлись на Смуту. Польское вторжение на Русь приобрело нескрываемый характер – Лжедмитрий II, в отличие от Лжедмитрия I, превратился в знамя сил, которые занимались грабежом покоренных территорий. Владетель Речи Посполитой Сигизмунд III готовился к захвату русского трона, и ему нашлись пособники среди боярства. С помощью Польши Запад стремился поработить последнюю независимую православную страну. Так было тогда, так есть и сейчас. Политолог и философ С. Хантингтон не зря сообщает: «Запад завоевал мир не из-за превосходства своих идей, ценностей или религии (в которую было обращено лишь небольшое количество представителей других цивилизаций), но скорее превосходством в применении организованного насилия. Жители Запада часто забывают этот факт; жители не-Запада никогда этого не забудут». При всех «радужных» настроениях американского аналитика Запад не сумел поработить Россию ни в XX веке, ни в XVII-м. Почему? Да оттого, что Бог посылает на Русь таких праведников, молитвенников и духовных воинов, как Иов и Ермоген.
Святитель Ермоген обличал и вел к покаянию: «…Вы забыли обеты Православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?.. Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».
Патриарх Ермоген и из заточения призывал державу к борьбе с врагом. И хотя поляки уморили святителя голодом в темнице, его гибель не была напрасной. Минин и Пожарский, ведомые кличем Патриарха, подняли народ. И Второе народное ополчение освободило в итоге столицу.
4 ноября вся Россия празднует День народного единства. Торжество имеет исторический отсыл к победе Второго ополчения и освобождения Москвы от иноплеменников в 1612 году. Но 4 ноября – это и празднование в честь иконы Божией Матери Казанской (с ней ополчение вошло в Москву, и ее чтил патриарх Ермоген). Так Господь через символы и факты часто наставляет нас…

Александр Гончаров,
кандидат филологических наук

2 thoughts on “Святители – победители Смуты

  • 02.11.2016 в 20:20
    Permalink

    «Россия с 1480 года испытала на себе два страшнейших потрясения: Смуту (1598-1618) и Революцию 1917»

    Тут можно кое-чего пояснить и дополнить из ярчайших потрясений для России:

    1. Отечественная война 1812 года (нашествие на Россию Наполеона [в честь которого торт назвали]).
    2. Позорный проигрыш России в Русско-Японской войне 1904-1905 (благодаря талантам главнокомандующего армией Куропаткина А.Н. и добродушного императора Николая II).
    3. Бессмысленное для России вступление в Первую Мировую Войну в 1914 г., с практически ни какими плюсами, одни минусы (т.к. силёнок уже было маловато, население не понимало зачем эта война, да и командование было то же).
    4. Пункты 2 и 3 послужили большими поводами для двух революций в 1917 г.:
    — Февральская (Буржуазная) революция 1917, где олигархи, Белое движение, Октябристы, Эсеры и др. меньшевики скинули царя, к власти пришло Временное правительство (почти все были православные и церковь была при власти, но почему-то была не убедительна). Начало гражданской войны;
    — Октябрьская революция (25 октября [по старому] или 7 ноября [по новому]) 1917, где власть взяли Большевики.
    5. Великая Отечественная война 1941-1945 (кто не в курсе – нацистская-фашистская Германия с объединённой европой, под командованием гитлера напали на СССР). Эта война для нашей страны была самым ярким событием в нашей истории, т.к. не только затронула каждого, а речь шла о выживании народов СССР как населения в целом.
    6. События 1991 и 1993 годов. Государственный переворот, распад СССР, вспыхивания войн в кавказских республиках на национальной почве, пришествие к власти Ельцинской бандитской группировки (вместе с американской демократией).
    7. Период 1993~2000 (местами и до наших дней). В добавок к событиям 6 пункта: дефолт в августе 1998, развал промышленности, сельского хозяйства, экономики, науки и т.д., что как правило привело к росту коррупции, бандитизму, появлению олигархов на фоне нищания населения, эмиграции востребованного населения за границу (в основном на Запад), повышению смертности, смена человеческих ценностей, деградации остатка страны.
    Плоды 90-х годов XX века, сегодня во всю наблюдаем и ощущаем.

    Ответ

Добавить комментарий для Илья Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

57 + = 65

АРХИВ ГАЗЕТЫ