Святитель Иоанн Златоуст и XXI век

Святитель Иоанн Златоуст и XXI век. Коллаж Александра Гончарова

Русь о творениях святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, узнала очень рано. Известно, что до татаро-монгольского нашествия (XIII век) древнерусским книжникам довелось прочесть более 200 слов святителя и присваиваемых ему из благочестия сочинений. Великого святого и богослова Иоанна Златоуста переписывали, цитировали, ему подражали в проповедях и посланиях. Можно сказать, что наследие святого из эпохи поздней Античности органически проросло в нашу средневековую культуру.

А еще как, скажите, представить себе Русскую Православную Церковь без одного из основных чинов Божественной литургии, созданного святителем?..

Грех – это варвар

Человеку, далекому от христианства, покажется удивительным, но то, что говорил и проповедовал святитель Иоанн Златоуст, ценно без всяких сомнений и для XXI столетия, порядком отстоящего от времени земной жизни святого (347–407 годы от Р. Х.).  

Однако изумляться не стоит. Вне зависимости от того, ездит ли человек на колеснице или электромобиле, способность его следовать заповедям Христовым или грешить никак не меняется.

Мы буквально чувствуем, что с нынешним миром что-то происходит не так, а блестящая цивилизация идет путем, направленным явно не туда. И Иоанн Златоуст дает ответ: «Грех есть варвар, который, однажды пленив душу, не щадит ее, но мучит ее на погибель подпавших власти его.

Подлинно, ничто так не безрассудно, ничто так не бессмысленно, глупо и нагло, как грех. Куда он ни вторгается, все извращает, расстраивает и губит. Он безобразен на вид, несносен и отвратителен.

Если бы какой-либо живописец захотел изобразить его, то, мне кажется, не погрешил бы, изобразив его в виде жены звероподобной, варварской, дышащей огнем, безобразной и черной, как внешние поэты изображают Сцилл. Ибо грех тысячью рук обхватывает наши мысли, вторгается неожиданно и терзает все, подобно псам, кусающим внезапно».

Святитель не зря именует грех варваром. Варвар разрушает цивилизацию. Он убивает ее и превращает людей в дикарей, думающих больше не о душе, а том, что находится ниже пупка.

Достаточно посмотреть на современную нам рекламу и убедиться в варваризации грехом человеческих чувств, настроений, желаний и дел.

Безусловно, Иоанн Златоуст, попав в дни XXI века, наверняка повторил бы свою проповедь о грехе, ведь она приобрела ныне дополнительный подтекст.

Покаяние как лекарство

Средство от греха также просто найти в творениях святителя: «Разве Бог требует от нас чего-либо трудного и тягостного? Требует сокрушения сердца, смирения ума, признания во грехе, усердного прошения о прощении и за это дарует не только исцеление от ран и очищение от грехов, но и делает праведным того, кто доселе обременен был бесчисленными тяжестями грехов»; «Твои грехи записаны в книге; твои слезы могут послужить для них губкой. Плачь – и они сотрутся; плачь – и книга окажется на Небе чистою. Сокрушение о грехах – великая губка; велика сила слез»; «Покаяние – корень благочестия. Покаемся же и своим покаянием склоним Бога к тому, чтобы Он и положил конец войнам, и укротил варваров, и прекратил вражеские мятежи, и дал нам наслаждение всеми благами. Сильно умилостивляет Бога покаяние, если кто, искренно раскаиваясь, обращается к Нему».

Сейчас многие люди утверждают, что и готовы бы не грешить и покаяться, да только это невозможно в суете мегаполисов из-за сложного окружения, постоянной занятости на работе, да и по другим внешним причинам. Нет нормальных условий тишины, покоя, стабильности. Так они оправдывают сами себя.

На что находится серьезное вразумление у святителя Иоанна Златоуста, которое все четко разъясняет: «Но как, скажешь, живя в мире, среди беспокойства, могу я спастись? Что ты говоришь, человек? Хочешь, я кратко укажу тебе, что не место спасает, а образ жизни и произволение? Адам в раю, как бы в пристани, потерпел крушение, а Лот, живя среди содомлян, как бы в море, спасся. Иов заслужил оправдание, будучи на гноище, а Саул, пребывая в чертогах, лишился и здешнего царства, и будущего».

О воспитании детей

Святой Иоанн Златоуст отлично понимал и учил, что от порабощения грехом происходит не только гибель души, но и войны, и предательство, и слабая развращенная власть. Недаром ему принадлежат слова, которые злободневны были и будут всегда: «Не говори мне, что такой-то восседает на колеснице, высоко поднимает брови и окружен толпой телохранителей… Нет, покажи мне отличие начальника не в этом, но в его состоянии по душе, то есть управляет ли он своими страстями, побеждает ли недуги [сердца]: например, обуздывает ли пристрастие к деньгам, укрощает ли ненасытимую любовь плотскую, не сохнет ли от зависти, не возмущается ли сильной страстью тщеславия, не боится ли и не трепещет ли бедности или неблагоприятной перемены, не умирает ли от этого страха. Такого покажи мне начальника: вот это – власть. Но если он, управляя людьми, сам раболепствует страстям, о таком я скажу, что это раб больше всех людей…»

Святитель считал, что наклонность к добродетели или греху воспитывается с молодых лет. И он имел личный опыт. Иоанн Златоуст получил замечательное образование в школе ритора Ливания. Этот учитель, обучавший также будущих святителей Василия Великого и Григория Богослова, будучи язычником, так высказался о матери Иоанна Анфусе: «Ах, какие у христиан есть женщины!» Ливаний знал, что она, оставшись одна после ранней смерти мужа, сумела правильно воспитать своего сына. Надо сказать, что сделать это было нелегко, особенно в условиях соблазнов третьего по величине города Ромейской империи Антиохии. И благодаря матери Иоанн Златоуст не заразился язычеством от почитателя императора Юлиана Отступника Ливания, хотя тот и обладал сильным педагогическим даром.

Святитель Иоанн Златоуст прямо обозначает, как надо проводить воспитание ребенка, и укоряет родителей, не пресекающих и даже провоцирующих соблазн греха: «Но все пороки происходят от нашей беспечности, оттого что мы не с самого начала и не с раннего возраста руководим детей к благочестию. О том, чтобы они получили внешнее образование, мы заботимся, тратим деньги, просим друзей и много ходим туда и сюда. О том же, чтобы они были угодны Царю Ангелов – не оказываем никакого попечения. На зрелища ходить мы часто им позволяем, а в церковь – не заставляем никогда; если же однажды или дважды дитя придет туда, то остается там напрасно, без пользы и для забавы. Нет, не так должно быть. Kак, посылая в училище, мы требуем от них отчета в науках, так и в церковь посылая или, лучше, приводя их, ибо не другим вверять их, но самим с ними надобно приходить сюда и требовать, чтобы они помнили слышанное и преподаваемое здесь.

Таким образом для нас было бы легко и удобно исправление детей. Если бы и дома они постоянно слышали от нас беседы о любомудрии и советы о том, что должно делать, и здешнее присоединилось бы у них к тамошнему, тогда скоро они явили бы нам зрелые плоды добрых семян…»; «Часто многие из отцов делают все и принимают все меры, чтобы у сына был хороший конь, великолепный дом или дорогое поместье, а о том, чтобы у него была хорошая душа и благочестивое настроение, нисколько не заботятся. Это и расстраивает всю вселенную, – то, что мы нерадим о своих детях, заботимся об их богатстве, а душой их пренебрегаем, допуская крайне безумное дело».

Читая святителя Иоанна Златоуста, невольно задумываешься о том, что слышишь голос не из далекого прошлого, а слова нашего современника. И никогда нельзя опровергнуть его высказывание о том, что побеждает и грех, и все печальное на свете белом: «Где любовь, там великая безопасность, великое благоволение Божие. Она – мать всех благ, она – корень и источник их, она – прекращение войн, истребление распрей. …Действительно, как несогласие и раздор причиняют смерть и смерть преждевременную, так любовь и согласие производят мир и единодушие, а где мир и единодушие, там все в жизни безопасно и вполне надежно. Но для чего говорить о настоящем? Любовь доставляет нам небо и неизреченные блага; она – царица добродетелей».

Александр Гончаров 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 61 = 68

АРХИВ ГАЗЕТЫ