Святая правда.  Почему русский князь не предал веру ради власти

Святые мученика князь Михаил и боярин его Феодор

 XIII век – это одна из самых жестоких и страшных эпох в истории нашей страны. Перед татаро-монгольским нашествием на Руси разразилась очередная междоусобица: княжества пошли друг на друга войной. Единство было потеряно. И пришедшие степняки этим воспользовались. Несмотря на героическую оборону, русские города падали один за другим. До сих пор ученые спорят, где находился тот или иной город, стертый с лица земли врагом…

А потом наступило иго. Гордые русские князья теперь вынуждены были обирать своих подданных, чтобы платить дань захватчикам, да еще периодически кланяться им в ноги, чтобы получить ярлык (разрешение) на княжение.

Больше всего, конечно, пострадал простой люд. Точно неизвестно, сколько людей погибло. Неизвестно и сколько угнали монголы ремесленников и крестьян в Великую Степь и Каракорум. Но для страны в целом урон был катастрофический. Ужас этого положения хорошо иллюстрирует один факт: там, где прошли отряды монголов, почти на сто лет замерло артельное строительство зданий из белого камня.

Но во времена, когда кажется, что все пропало, что сломаны и быт, и сама жизнь, что только смерть рыщет по полям и весям, человека спасает вера, а Божии святые протягивают руки страждущим и погибающим. Причем святость объявляется там, где ее особо и ждать-то не приходится.

Князь Михаил Всеволодович Черниговский родился в 1179 году. Тогда еще не существовало огромной степной империи Чингисхана, а сам будущий завоеватель мира   носил имя Темучин. До рождения его внука Батыя (Бату-хана), разгромившего Русь в 1237-1240 годах, оставалось целых тридцать лет.

О детстве Михаила Всеволодовича мы практически ничего не знаем. Безусловно, он получил воспитание в соответствии с тем, которое требовалось княжичу.

В 1206 году он недолго правил Переяславлем близ Киева. Потом его мы дважды застаем в качестве князя в Новгороде. Побывал Михаил и на великокняжеском престоле в Киеве, а также занимал трон на Галичине. Но основным местом его княжения стал Чернигов.

Он был опытным воином – ходил в походы, хотя и не всегда удачно. В 1223 году вместе с другими русскими князьями он принял участие в провальном сражении на Калке. Это было первое столкновение с монголами. Тогда они подошли к границам Руси, преследуя степной народ – половцев.

Из летописей того периода мы ничего особого не узнаем и о набожности князя Михаила. В общем, вел себя Михаил как типичный русский князь: стране служил, о народе заботился, Бога почитал. Однако в летописях того периода мало что можно узнать о религиозных чувствах нашего героя. Да, он жертвовал на монастыри и храмы, принимал монашествующих, но сам о постриге и не помышлял. Действительно, ничем не примечательный князь.

После прихода монголов на Русь Михаил вел себя довольно спокойно. Понимая невозможность серьезного сопротивления, он выехал за пределы Руси и попытался склонить западных соседей пойти против язычника Батыя. Но католиков беды русских не испугали и не заинтересовали. Европа была занята противостоянием римского папы и императора Священной Римской империи.

В 1243 году Михаил правил в разграбленном татаро-монголами Киеве, а затем вернулся в свой любимый город Чернигов. В обоих городах ему пришлось заново отстраивать все разрушенное после нашествия.

Наступил 1246 год. Князь вынужденно отправляется в Орду, к хану за ярлыком на княжение в собственной земле. Во время этого путешествия князь проявляет себя с неожиданной стороны. Он совершает поступок, сравнимый с подвигом первых христианских мучеников. Об этом сообщают и летописи, и «Сказание о убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора», созданное в XIII веке.

Монголы принуждали князя поклониться идолам, но он ответил категорическим отказом:

«…Борис и бояре начали уговаривать и просить его, чтобы послушался их. Михаил же ответил им: “Не внемлю я вам и душу свою не погублю”. После этого Михаил сорвал с себя княжеский плащ свой и швырнул его в ноги к ним, говоря: “Возьмите славу света этого, к которой вы стремитесь!” …На месте же том было много христиан и поганых, и все слыхали, что ответил Михаил царю. После этого Михаил и Феодор стали отпевать себя и, свершив отпевание, приняли причастие…»

Сообщения русских источников подтверждает даже европейский путешественник-разведчик Джиованни дель Плано Карпини – итальянский монах-францисканец. Он пишет: «…после они сказали ему, чтобы он поклонился на полдень Чингисхану. Тот ответил, что охотно поклонится Батыю и даже его рабам, но не поклонится изображению мертвого человека, так как христианам этого делать не подобает. И после неоднократного указания ему поклониться и его нежелания вышеупомянутый князь передал ему через сына Ярослава, что он будет убит, если не поклонится. Тот ответил, что лучше желает умереть, чем сделать то, что не подобает. И Батый послал одного телохранителя, который бил его пяткой в живот против сердца так долго, пока тот не скончался. Тогда один из его воинов, который стоял тут же, ободрял его: «Будь тверд, так как эта мука не долго для тебя продолжится, и тотчас воспоследует вечное веселие». После этого ему отрезали голову ножом, и у вышеупомянутого воина голова также была отнята ножом».

За веру Христову вместе с Михаилом принял смерть и его верный боярин Феодор. Их тела монголы бросили псам. Ночью христиане тайно унесли мощи мучеников и перевезли на Русь.

Рассказ о мученической кончине князя Михаила и боярина Феодора разнесся по всем княжествам. Уже в XIII веке началось почитание их как святых. В 1266 году даже была построена церковь в честь мученика князя Михаила Черниговского в Ростове Великом, сгоревшая в 1288 году от удара молнии. Мощи мученика же сначала хранились в Чернигове, но по приказу царя Иоанна IV Грозного в XVI веке были перенесены в Москву.

Мученики князь Михаил Черниговский и Феодор на века стали символами стойкости в Православии на Руси. Мы сейчас живем благодаря их правде, святой правде. Недаром звучат в храмах русских слова из кондака: «Яко светило в Руси возсиявше, мучения лучами славными отразисте, страстотерпцы славнии, Михаиле и Феодоре, тем вопиясте: ничтоже нас отлучит от любве Христовы».

 

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 51 = 56

АРХИВ ГАЗЕТЫ