Светлое кино – для Светлой седмицы
Светлая седмица занимает особое место в жизни каждого православного христианина. В эти дни даже свободное от посещения храма, молитв и работы время люди желают проводить не развлекаясь, а научаясь добру и не нанося ущерба своему пасхальному настроению.
Что уж тут поделать, но XXI век набрасывает на всех шквал информации, несущей в себе откровенный антихристианский заряд через телевидение, кино и интернет. Поэтому нашу редакцию не удивил поступивший вопрос: «Какие художественные фильмы можно смотреть в Светлую седмицу?» В меру своих скромных сил попытаемся ответить.
«Камо грядеши»
Режиссер Франко Росси
(Польша, США, 1985)
Мини-сериал, состоящий из шести сюжетов, является экранизацией романа польского писателя Генрика Сенкевича. Перед нами опять «пеплум», относящий взор и ум зрителя к правлению в Древнем Риме императора Нерона (с 54 по 68 годы от Р. Х.).
Рим разлагается. Добродетель почитается глупостью и невежеством. Зато разврат и тяга к богатству – признак разумного человека. Нерон одержим откровенной бесовщиной. Он искренне именует себя богом. Но этот божок капризен, беспощаден, часто труслив и глуп. Рядом с ним не выживает ничего чистого и доброго. Но император, устроивший гонения на христиан, терпит поражение перед лицом Бога Живого. Главные герои: христианка Лигия и влюбленный в нее римский военачальник Марк Виниций, спасаются от гонений. Причем сам Марк Виниций становится последователем Господа нашего Иисуса Христа.
Образ одного из героев – Петрония Арбитра трагичен. Он душой осознает правоту христианства, но выше всего ставит свои привычки и свой ироничный взгляд на мир. Его гибель оказывается бесполезной и греховной. Петроний Арбитр совершает самоубийство ради того, чтобы не дать Нерону удовольствия казнить себя.
Смотря это кино, отлично понимаешь, почему христианство победило язычество даже и чисто в житейском плане.
«Не могу сказать «прощай»
Режиссер Борис Дуров
(СССР, 1982)
Эта советская мелодрама сейчас почти забыта, а между тем в год первого проката ее посмотрело около 35 миллионов человек. Сюжет незамысловат. Две девушки: Лида и Марта любят одного молодого человека – Сергея Ватагина, этакого писаного красавца и сердцееда. Лиде, кроме Сергея, никто не нужен, а Марта расценивает его как перспективного мужа (чтобы дом был «полной чашей») и не более.
Сергей выбирает Марту. Они женятся. Ватагин устраивается на работу в леспромхоз, дабы заработать много денег. Но с ним приключается несчастье. В результате падения дерева и полученной травмы Сергей превращается в инвалида, когда и встать с кровати затруднительно. Марта бросает мужа. Лида же, случайно узнав о беде, отказывается от всего, ухаживает за любимым, преодолевая его раздражительность и эгоизм. И болезнь отступает. Молодые люди обретают простое человеческое счастье.
Фильм, конечно, чисто советский, но в нем скрыто христианское понимание бытия. Слова апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13: 4-7.) вполне могли бы послужить эпиграфом к кинопроизведению, снятому в атеистическую эпоху СССР.
«Бен-Гур»
Режиссер Уильям Уайлер
(США, 1959)
Этот художественный фильм снят по одноименному роману писателя Лью Уоллеса. Относится к жанру исторического кино под названием «пеплум» (используются сюжеты из Библии или античной эпохи). Фильм основан на событиях, описанных в Новом Завете, но в то же время имеет и изрядную толику вымысла. Главный герой – Иуда Бен-Гур обвиняется в государственном преступлении, которое не совершал. Его мать и сестра попадают в тюрьму, а затем и в колонию прокаженных.
Бен-Гур, уверовавший во Господа нашего Иисуса Христа, добивается своими подвигами в сражении помилования от императора, освобождает родственников. Он присутствует при распятии Господа на Голгофе (пытается подать воды Спасителю, но ему это не удается сделать), скорбит и даже начинает терять веру. Но ночью над Иерусалимом разразился ливень. Мать и сестра Бен-Гура исцеляются от проказы, а он укрепляется в вере.
«Радости и печали маленького лорда»
Режиссер Иван Попов
(Россия, 2003)
Фильм относится к категории семейного кино и был снят по повести известной англо-американской писательницы Фрэнсис Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой».
Старый лорд Фаунтлерой, аристократ, гордец и себялюбец, лишился двух сыновей: старшего – алкоголика и распутника – и младшего – человека слова и чести, но пошедшего против воли отца и женившегося на простолюдинке из США. Лорд делает своим наследником единственного внука Седрика, мамой которого является «эта американка». Он ставит условие, что мальчик будет проживать в Англии отдельно от матери, в поместье самого лорда. Мама соглашается на это, идя на жертву ради того, чтобы ребенок получил достойное образование и ни в чем не нуждался.
Лорд пытается воспитать свое подобие. Однако мальчик своей любовью к дедушке, да и вообще к людям, не только разрушает планы старика, но постепенно изменяет и самого лорда. Дедушку маленький лорд любит не за его богатства, подарки, покупаемые игрушки, а просто за то, что он есть. Мальчик искренен и честен. Он помогает бедному арендатору, не давая деду изгнать того с земли. Он отдает своего коня, который ему очень понравился, нищему подростку, передвигающемуся с помощью костылей.
Доброе сердце Седрика согревает всех, с кем ему приходится пересекаться в поместье и за его пределами. Семилетнего мальчика любят друзья, слуги, родственники. И главная причина в том, что маленький лорд любит всех сам.
Ему легко смириться. Ему легко прощать. Недаром Господь наш Иисус Христос говорил: «…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:3-4).
Конечно, мы перечислили далеко не все художественные кинокартины соответствующей тематики. Но такие фильмы, как «Страсти Христовы» (2004 год) режиссера Мела Гибсона и «Остров» (2006 год) Павла Лунгина, заинтересованный зритель найдет и сам. Они популярны. Их постоянно показывают по ТВ.
Мы же сосредоточили внимание читателей на не очень известных или незаслуженно забытых произведениях киноискусства.
Александр Гончаров