Светило веры. Почему персидский чиновник не предал своих убеждений ради политической выгоды?

Мученик Ражден Перс

Неподалеку от Цхинвали находится небольшой храм, в котором погребен один из первых мучеников Грузинской Церкви – святой Ражден.

Перс по происхождению, он приехал в Грузию в качестве высокопоставленного сопровождающего персидской принцессы. Приехал и всем сердцем полюбил эту землю, ее народ, и даже принял веру этого народа.

Грузия считается одной из первых стран, принявших Крещение. В первой половине V века все ее население исповедовало христианство. Местные жители оказали такое колоссальное влияние на персидского придворного, настолько поразили его своим благочестием, что он тоже стал христианином.

Для реалий жизни той же Византии в этом не было ничего необычного: империя стала христианской, и многие вчерашние язычники принимали новую веру, часто исходя из политической выгоды. Примечательно, что если в начале IV века для успешной карьеры нужно было быть язычником, то сто лет спустя для этих же целей нужно было стать христианином.

Казалось бы, все просто. Но это порождало ряд проблем как в самой Византии, так и за ее пределами. Например, если император симпатизировал еретикам-арианам, двор становился арианским, не вдаваясь в подробности догматики. Но если вдруг настроения менялись в пользу православных, то ариане покидали свои посты и отправлялись на окраины империи – в ссылку.

Современник мученика Раждена, византийский император Маркиан, как раз в это самое время созывает IV Вселенский Собор. Отцы Церкви хотят окончательно прояснить учение о Божественной и человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа, а также разоблачить очередную ересь – монофизитство.

Ражден принимает православное христианство, исходя из глубоких личных убеждений. Принимает раз и навсегда. Политическая выгода для него не важна. И события, которые развернутся в Грузии в ближайшее время, станут этому подтверждением.

В 456 году Грузия попадает под политическое влияние Персии. Город Мцхета, в котором жил и которым управлял Ражден, захвачен его земляками – персами. Казалось бы, нет ничего проще – сделать шаг навстречу «своим»: вернуться к вере предков, встать на сторону захватчиков – и карьера сложится еще удачней, чем прежде.

Однако Ражден поступает иначе. Он мужественно защищает город от захватчиков. А когда поселение вероломно захватывают персы, он непоколебимо исповедует свою веру.

Летопись сохранила диалог Раждена и персидского шаха, на суд к которому тот был доставлен. На вопрос о своем происхождении Ражден ответил так:

«Действительно так, царь, что я некогда оставил свое отечество и его богов, которые служат человеку и созданы для украшения Вселенной, но я теперь служу Единому Истинному и Живому Богу, Который сотворил Небо и землю и все сущее, Который один имеет бессмертие и пребывает во Свете неприступном, Которого никто никогда не видел и не увидит. Это Единый Истинный Бог, Которого познал я в Трех Лицах и во Едином Существе. Но одно из Лиц Святой Троицы, Слово и Сын Отца, в конце веков для спасения нашего снизошло на землю, воплотилось от Святой Девы Марии, жило на земле, страдало, было пригвождено ко Кресту, умерло, в третий день по смерти воскресло, а в сороковой вознеслось на Небо и сидит одесную Отца. В конце мира Этот же Сын Божий, Иисус Христос, опять придет на землю со славою, чтобы судить живых и мертвых, и тогда праведные просветятся подобно солнцу, нечестивые же и непослушные Ему примут вечное мучение вместе с диаволом…»

После этих слов его начинают пытать, а потом распинают на Кресте. Но мученик остается непреклонен в своем исповедании и погибает, подтвердив свое христианское имя – «Светило веры».

В это же самое время персидская армия пытает и убивает христиан во Мцхете – городе, который стал дорог Раждену как второй дом. По словам летописца, «женщины были предаваемы бесстыдному поруганию, а мужчины – страшным пыткам и мучениям. Несмотря на это, христиане оставались твердыми в вере и, надеясь на помощь Божию, давали отпор врагам».

Святой Ражден Перс стал первым христианином Грузии, принявшим мученическую смерть за свою веру. Его же молитвами помилуй нас, Боже.

Протоиерей Максим Горожанкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

37 + = 42

АРХИВ ГАЗЕТЫ