Суд земной и Суд Небесный. Почему святая Иулитта не отреклась от своих убеждений
Представим себе такую ситуацию: в городе живет молодая женщина, у нее есть дом, она имеет определенный стабильный доход от своего дела, и в целом у нее все хорошо. Неподалеку от этой женщины живет мужчина, который хочет отобрать у нее все, что она имеет, – и в итоге присваивает все это себе обманным путем. Женщина идет в суд, требуя справедливости, желая вернуть свое имущество. Судья вроде бы не против, но при одном условии: женщина должна отказаться от своих жизненных принципов и немедленно изменить свои взгляды на этот мир и на природу вещей в нем. Сущая мелочь вроде бы. Ведь жизненная философия может быть очень разной, и как мы знаем, сколько людей, столько и мнений… Но женщина неожиданно резко отказывается изменить своим убеждениям. А дальше происходит самое интересное: ей не отдают имущество и не оставляют в покое наедине со своими духовными ценностями, а сжигают на костре.
Это реальная история, которая произошла не в эпоху мрачного Средневековья с его кострами инквизиции, а во время расцвета Римской империи, граждане которой безмерно гордились своими демократическими устоями. Гордились своей законодательной системой, армией и памятниками архитектуры. Но порой во всем этом великолепии они не замечали обычного человека с его радостями, скорбями, проблемами, с его уникальной жизнью.
Эта история произошла и осталась практически незамеченной современниками. А ведь притча о богаче и Лазаре неоднократно найдет свое подтверждение в обыденной жизни…
305 год от Рождества Христова. Диоклетиан, о котором мы уже упоминали в очерке о святой Макрине («Православное Осколье», № 30 от 30 июля 2021 г. – прим. ред.), все еще восседает на престоле, и он не самый плохой император. Он многое делает для своей страны, жизнь течет спокойно и размеренно… если только ты не христианин. Эта женщина – а звали ее Иулитта – увы, была христианкой. Человек, который отнимал у нее имение, знал, что ровным счетом ничего ему не будет за такой поступок: христиане вне закона Великого Рима. Они поклоняются Христу, а не императору и его богам, а это как-то странно и даже подозрительно и опасно. Царь Иудейский, Царство Небесное… В реалиях Рима это были чуждые людям моральные категории, мыслить нужно было иначе.
Судья предлагает Иулитте на первый взгляд простую сделку: она словесно отрекается от Христа, и ей вернут все, что отобрали. Иулитта отказывается. Ей не нужно ничего – ей важны ее принципы и ценности, за них она готова умереть.
Через 70 лет, в день ее памяти, внук другой мученицы, земляк мученицы Иулитты, святитель Василий Великий произнесет проповедь, в которой попытается осмыслить тот ужас, который царил в империи в начале IV века. Об Иулитте святитель говорит так: «У нее началась тяжба с одним из сильных в городе, с человеком корыстолюбивым и наглым, собравшим себе богатство хищением и грабежом, который, отрезав множество земли у этой женщины, и ее поля, деревни, стада, рабов и всякую утварь, нужную в жизни, присвоив себе, явился в судебное место, подкрепляемый тайными доносчиками, лжесвидетелями и продажностью судей. Когда же наступил срочный день, глашатай вызвал, ходатаи по делам были готовы, и она начала обнаруживать самоуправство этого человека, намеревалась рассказать, как имение приобретено вначале, и как давность времени утвердила его во владении, и потом хотела принести жалобу на насилия и корыстолюбие сего человека: тогда он вышел и сказал, что суд производится незаконно; потому что непозволительно пользоваться общими правами тем, которые не служат богам царей и не отреклись от веры во Христа. Председатель рассудил, что он говорит справедливо и требует необходимого. Тотчас поданы ладан и жаровня, сделано предложение тяжущимся, что отрекшимся от Христа можно пользоваться законами и их выгодами, а упорно держащимся веры нет участия ни в судилищах, ни в законах, ни в прочих гражданских правах, как лишенным чести по законам державствовавших тогда (сей закон издан при Диоклетиане в 303 г. по Р. Х.)».
Суровый закон был еще суровее, если ты христианин или тем более христианка. Женщина в Римской империи и без того была весьма ограничена в правах. Но если она выбирала путь свободы внутренней, духовной – путь веры во Христа, то непременно подвергала свою жизнь смертельной опасности. Однако, несмотря на реальную угрозу жизни, таких, как Иулитта, было немало. Святитель Василий объясняет, почему христиане спокойно переносили страдания и даже смерть: «Размысли, что устроивший и одушевивший нас Бог каждой душе дал особенный путь в этой жизни и для каждого положил свои пределы исшествия. По неизреченным законам Своей премудрости и правды, одному предуставил долее пребывать в сотовариществе плоти, а другому повелел скорее разрешиться от телесных уз. Как из ввергаемых в темницы одни большее время бывают заключены в обременительные узы, а другие находят для себя скорейшее освобождение от злострадания, так и души, одни надолго, а другие ненадолго удерживая в настоящей жизни, по мере достоинства каждого, как о каждом из нас премудро, глубоко и неисследимо для ума человеческого предусмотрел Сотворивший нас. Для поспешающего к горней жизни всякого наказания и всякой темницы тяжелее пребывание с телом».
Святая мученица Иулитта отдала безропотно свою жизнь за Христа, и сегодня мы почитаем ее память и молимся ей. Ее имя – в наших святцах и наших молитвах. Имен ее мучителей история не сохранила. Впрочем, это неудивительно. О пустых людях очень быстро забывают, потому что их жизнь никого не способна ничему научить.
Протоиерей Максим Горожанкин