Суд любви
Суд любви Божией – это самый страшный суд. Суд любви страшнее, чем адские муки в привычном их понимании. Часто говоря о посмертном воздаянии, мы страшимся адских мучений, представляя себе ад как место каких-то вечных пыток со стороны бесов. Кризис во взаимоотношениях с нашими близкими тоже может быть судом над нами.
Самые важные слова
Думаю, вы встречали людей, которые не часто произносят слова любви по отношению к своим родным. «Я тебя люблю». И правда, есть люди, которым чуть ли не физически сложно сказать эту фразу.
И чем дольше они не могут ее выговорить, тем менее значима она для них становится. Есть даже любители маскировать свои чувства. Когда их спрашиваешь, почему они не могут сказать второй половинке о том, что любят, они отвечают: «Я уже сказал/сказала – несколько лет назад. Когда что-то изменится с моей стороны, он/она узнает в первую очередь». Это неправильно, цинично и уж точно не по-христиански, да и просто не по-человечески. Большая вероятность того, что в определенный момент такие люди сами узнают, что что-то изменилось по отношению к ним.
Почему вообще для человека, а тем более для человека верующего, важно понимать, что в своей семье он любит и любим? Во-первых, потому что это совершенно нормально. Не к страданию призвал нас Бог, а к возрастанию во многих качествах и талантах. В том числе к возрастанию в любви.
Мы можем привыкнуть к тому, что нам не говорят о теплых чувствах, и даже убедить себя, что это нормально. Да еще и цитат множество найдем, которые утвердят нас в мысли, что в принципе такие отношения – в порядке вещей, и что страдать – тоже нормально. Но это, конечно, неправильно.
В жизни человека обязательно должен быть положительный опыт взаимоотношений с Богом и с ближними. Любовь к Богу выражается во многом именно через любовь к ближнему. Это важно помнить и повторять самому себе почаще. Самыми близкими, естественно, для нас будут члены нашей семьи.
Признаки нелюбви
Апостол Павел в 1-м Послании к Коринфянам пишет: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает».
Эти слова знает, наверное, каждый. Неслучайно эти строки называются гимном любви.
Попробуем сейчас сделать вот что: к каждому свойству любви, о котором пишет апостол, где-то добавим частицу «не», а где-то подберем антоним. И получим иллюстрацию того, что такое нелюбовь. Итак, получится: «Нелюбовь не терпит, не милосердствует, завидует, превозносится, гордится, бесчинствует, ищет своего. Раздражается, мыслит злое, радуется неправде. Не радуется истине. Ничего не покрывает и никому не верит, ни на что не надеется, не переносит ничего. И в итоге перестает». И вот в такой атмосфере нелюбви живут многие семьи.
Живут на протяжении долгих лет! Они просто позабыли о том, что нужно мужу с женой любить друг друга, и пример такого поведения они показывают своим детям.
Если любовь мельчает в нас, то мы сами становимся себе судьями. Тяжелый характер, нетерпеливость, раздражительность – орудия, которыми мы разрываем целостность своей души и целостность своего брачного союза.
Единство – внутри Церкви
Семья – это ведь малая Церковь, мы помним это. Понимали это не только святые отцы, но и люди, которых трудно заподозрить в религиозности. Сартр пронзительно в одной из своих пьес описал суть того, что есть ад. Не так страшны клещи и раскаленные жаровни, страшно прожить жизнь впустую. «Я слишком рано умер. У меня не хватило времени на поступки… Мы умираем всегда слишком рано или слишком поздно. Жизнь кончается – нужно подводить итоги».
Аскетическая литература изобилует примерами того, как подвижники преодолевали кризисные явления в своей духовной жизни. Потом они делились своим духовным опытом с учениками. Подумайте, ведь благодаря сохранившимся рукописям, мы тоже можем легко стать их последователями.
Преподобный Исаак Сирин так писал о том, что такое рай и даже определял, где он находится. «Умирись сам с собою и умирятся с тобою небо и земля. Потщись войти во внутреннюю свою клеть, и узришь клеть небесную; потому что та и другая – одно и то же, и, входя в одну, видишь обе. Лествица оного царствия – внутри тебя, сокровенна в душе твоей. В себе самом погрузись от греха, и найдешь там восхождения, по которым в состоянии будешь восходить».
Кризис веры настигал даже апостолов. Самый яркий пример тому – это, конечно, Иуда, который предал Христа и не смог найти в себе сил для покаяния.
Апостол Петр тоже предал, малодушно отрекся. Сказал «не знаю» про того, с Которым ходил три года, делил пищу, видел чудеса. Предал не просто Бога, но и друга. Но нашел в себе силы сказать Христу главные слова: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». (Ин. 21:17).
Лука и Клеопа пережили крушение всех своих надежд, и на пути в Эммаус им явился Тот, Которому они все рассказали, и сердце их загорелось вновь. Воскресший Господь смиренно жарит рыбку для своих учеников на берегу озера и зовет их всех к себе.
Мы, верующие, часто называем себя продолжателями апостолов. Они были разными: по возрасту, по воспитанию и образованию. Они любили Христа, несмотря ни на что, и шли за Ним. А значит, и мы можем поступать так же. Мы способны бескорыстно и неограниченно дарить свою любовь другим людям. В первую очередь – своим домочадцам. Не становитесь для близких сухим и строгим судьей – все покроет любовь.
Протоиерей Максим Горожанкин