Суд любви

Одинокие. Художник Эдвард Мунк, 1905 год

Суд любви Божией – это самый страшный суд. Суд любви страшнее, чем адские муки в привычном их понимании. Часто говоря о посмертном воздаянии, мы страшимся адских мучений, представляя себе ад как место каких-то вечных пыток со стороны бесов. Кризис во взаимоотношениях с нашими близкими тоже может быть судом над нами.

Самые важные слова

Думаю, вы встречали людей, которые не часто произносят слова любви по отношению к своим родным. «Я тебя люблю». И правда, есть люди, которым чуть ли не физически сложно сказать эту фразу.

И чем дольше они не могут ее выговорить, тем менее значима она для них становится. Есть даже любители маскировать свои чувства. Когда их спрашиваешь, почему они не могут сказать второй половинке о том, что любят, они отвечают: «Я уже сказал/сказала – несколько лет назад. Когда что-то изменится с моей стороны, он/она узнает в первую очередь». Это неправильно, цинично и уж точно не по-христиански, да и просто не по-человечески. Большая вероятность того, что в определенный момент такие люди сами узнают, что что-то изменилось по отношению к ним. 

Почему вообще для человека, а тем более для человека верующего, важно понимать, что в своей семье он любит и любим? Во-первых, потому что это совершенно нормально. Не к страданию призвал нас Бог, а к возрастанию во многих качествах и талантах. В том числе к возрастанию в любви.

Мы можем привыкнуть к тому, что нам не говорят о теплых чувствах, и даже убедить себя, что это нормально. Да еще и цитат множество найдем, которые утвердят нас в мысли, что в принципе такие отношения – в порядке вещей, и что страдать – тоже нормально. Но это, конечно, неправильно.

В жизни человека обязательно должен быть положительный опыт взаимоотношений с Богом и с ближними. Любовь к Богу выражается во многом именно через любовь к ближнему. Это важно помнить и повторять самому себе почаще. Самыми близкими, естественно, для нас будут члены нашей семьи.

Признаки нелюбви

Апостол Павел в 1-м Послании к Коринфянам пишет: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает».

Эти слова знает, наверное, каждый. Неслучайно эти строки называются гимном любви.

Меланхолия. Художник Эдвард Мунк, 1891 год

Попробуем сейчас сделать вот что: к каждому свойству любви, о котором пишет апостол, где-то добавим частицу «не», а где-то подберем антоним. И получим иллюстрацию того, что такое нелюбовь. Итак, получится: «Нелюбовь не терпит, не милосердствует, завидует, превозносится, гордится, бесчинствует, ищет своего. Раздражается, мыслит злое, радуется неправде. Не радуется истине. Ничего не покрывает и никому не верит, ни на что не надеется, не переносит ничего. И в итоге перестает». И вот в такой атмосфере нелюбви живут многие семьи.

Живут на протяжении долгих лет! Они просто позабыли о том, что нужно мужу с женой любить друг друга, и пример такого поведения они показывают своим детям.

Если любовь мельчает в нас, то мы сами становимся себе судьями. Тяжелый характер, нетерпеливость, раздражительность – орудия, которыми мы разрываем целостность своей души и целостность своего брачного союза.

Единство – внутри Церкви

Семья – это ведь малая Церковь, мы помним это. Понимали это не только святые отцы, но и люди, которых трудно заподозрить в религиозности. Сартр пронзительно в одной из своих пьес описал суть того, что есть ад. Не так страшны клещи и раскаленные жаровни, страшно прожить жизнь впустую. «Я слишком рано умер. У меня не хватило времени на поступки… Мы умираем всегда слишком рано или слишком поздно. Жизнь кончается – нужно подводить итоги».

Аскетическая литература изобилует примерами того, как подвижники преодолевали кризисные явления в своей духовной жизни. Потом они делились своим духовным опытом с учениками. Подумайте, ведь благодаря сохранившимся рукописям, мы тоже можем легко стать их последователями.

Преподобный Исаак Сирин так писал о том, что такое рай и даже определял, где он находится. «Умирись сам с собою и умирятся с тобою небо и земля. Потщись войти во внутреннюю свою клеть, и узришь клеть небесную; потому что та и другая – одно и то же, и, входя в одну, видишь обе. Лествица оного царствия – внутри тебя, сокровенна в душе твоей. В себе самом погрузись от греха, и найдешь там восхождения, по которым в состоянии будешь восходить».

Христос на масличной горе. Художник Поль Гоген, 1889 год

Кризис веры настигал даже апостолов. Самый яркий пример тому – это, конечно, Иуда, который предал Христа и не смог найти в себе сил для покаяния.

Апостол Петр тоже предал, малодушно отрекся. Сказал «не знаю» про того, с Которым ходил три года, делил пищу, видел чудеса. Предал не просто Бога, но и друга. Но нашел в себе силы сказать Христу главные слова: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». (Ин. 21:17).

Лука и Клеопа пережили крушение всех своих надежд, и на пути в Эммаус им явился Тот, Которому они все рассказали, и сердце их загорелось вновь. Воскресший Господь смиренно жарит рыбку для своих учеников на берегу озера и зовет их всех к себе.

Мы, верующие, часто называем себя продолжателями апостолов. Они были разными: по возрасту, по воспитанию и образованию. Они любили Христа, несмотря ни на что, и шли за Ним. А значит, и мы можем поступать так же. Мы способны бескорыстно и неограниченно дарить свою любовь другим людям. В первую очередь – своим домочадцам. Не становитесь для близких сухим и строгим судьей – все покроет любовь.

Протоиерей Максим Горожанкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

60 + = 66

АРХИВ ГАЗЕТЫ