Суббота для человека

Всякий раз, когда наступает время поста, проявляется главная его проблема – гастрономическая. С этой точки зрения сегодня поститься легко: множество различных подсластителей и заменителей, идентичных натуральным продуктам, когда можно и букву соблюсти и чрево потешить. Очень удобно – и душе, и, как говорится, телу.

Мы очень любим рассуждать, что можно есть, а что нельзя, забывая о главном, пост – это прежде всего время, когда мы должны разучиться грешить, и кулинария должна быть нашим средством, а не целью.

Но вопросы, несмотря ни на что, возникают всякий раз. Что делать, если нас одолевают болезни? Что делать, если нет возможности готовить постную пищу? Как правильно поступать беременным женщинам? Раз есть подобные вопросы – значит, должны быть и ответы. С одной стороны, мы понимаем, что совершенный пост для больных людей либо для беременных женщин невозможен, с другой стороны, этих людей постоянно гложет чувство вины за то, что они делают что-то не так, если они позволяют себе определенные послабления в еде. В глазах собратьев верующих не хочется выглядеть нарушителем церковных устоев, и поэтому мы спешим к батюшке, чтобы он благословил нам диету, и тогда мы со спокойной совестью будем есть то, что другим будет нельзя. Конечно, это правильно, когда мы советуемся с духовенством, но мы должны понимать, что мы всегда сами несем ответственность за то, каким образом поступаем.

Всегда легко переложить ответственность на другого и сказать: «А это меня батюшка благословил!» – забывая, что пост, вне зависимости от того, какую пищу мы едим, всегда остается постом. Если мы стали христианами не по велению времени, потому что мы русские, и так принято, а потому, что мы действительно хотим жить вместе с Богом, мы должны понимать, что христианство – это постоянная ответственность. Нет такого времени, когда мы можем сказать: «Ну вот, можно немножечко расслабиться, сегодня вечером я побуду чуть-чуть нехристианином». Хотя нет, сказать мы так, конечно, можем, и очень часто так себе и говорим, но это уже далеко не христианство, а его полная противоположность. Так что, у христиан нет времени на то, чтобы тратить его впустую. Вся наша церковная жизнь должна быть устремлена к одной цели – Христу.

Так а зачем же тогда пост? Зачем люди мучают себя, ограничивают в пище, когда можно просто быть «хорошим человеком»? Но «хороший человек» не профессия, и мы призваны к тому, чтобы быть хорошими христианами, а это немыслимо без осознания того, насколько мы сами по себе плохи. Пост – это время осознания своей собственной ограниченности, физической и духовной. Именно в это время мы понимаем, насколько мы слабы и насколько наших собственных человеческих сил не хватает для того, чтобы победить элементарное – «себя любимого». Но невозможное человеку возможно Богу, и именно осознание своего собственного бессилия – первый шаг на пути к спасению.

Пост – это время жертвы, жертвы духовной. «Яко аще восхотел еси жертвы, дал бых убо; всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:18-19). Каждый день мы читаем слова этого псалма, но каждый ли день мы задумываемся о его смысле? Библия – это не «Книга о вкусной и здоровой пище», Библия – это книга о нашем спасении.

Но как, все-таки, поступить конкретным людям в конкретной ситуации? Ситуации бывают разными, как и способы разрешения этих ситуаций. Было бы легко всех подогнать под одну схему и этой схемой руководствоваться, но христианство – это не схема, а жизнь.

Каждый из нас всегда должен помнить о своей собственной ответственности перед Богом, поэтому решения принимать нам самим, а для того, чтобы в этих решениях не ошибиться, нужно не только прикладываться к Евангелию перед помазанием, но иногда и читать, что написано в нем: «…суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).

Протоиерей Димитрий Карпенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 2 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ