Страстотерпец Николай Романов: уроки истории

01_abfgkj3f36831fdfg17 июля Русская Православная Церковь чтит память страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. В этот день в 1918 году фактически закончилась история имперской России, да и, пожалуй, целого периода в развитии человеческого общества (начатого Французской революцией конца XVIII века), питаемого надеждами благополучно построить рай земной, но без Бога. Святые получили венцы от Господа нашего Иисуса Христа, а мир (в коий раз!) обнаружил, что все призывы к прогрессу неизбежно завершаются бойнями и казнями невинных.

Император Николай Александрович родился в XIX веке – столетии, когда люди еще полны были иллюзий, что все на свете можно решить с помощью науки. При этом ученые мужи во многих случаях стремились к познанию сути вещей, а не жаждали банально использовать свои таланты для накопления денег и открытия банковских счетов. Символом «человека науки» являлся персонаж книги Жюля Верна «Дети капитана Гранта» Жак Паганель. Его появление на страницах романа показывается в виде элементарного конфуза: думающий только о науке Паганель, отправляясь в экспедицию, перепутывает корабль и отплывает в совсем ином направлении…
На рубеже XIX и XX веков люди мечтали, что наконец-то не будет войн. А аналитики приводили массу аргументов. Мол, экономическая интеграция достигла выдающихся высот, и войны теперь невыгодны. Мол, мы разгромили религиозную нетерпимость, и человек, руководимый разумом, никогда не допустит вооруженных столкновений. Но все миражи развеяла Первая Мировая война. Она оказалась настолько кровавой, что вызвала откровенный ужас почти во всех государствах Европы. А блага науки превратились в кошмар применения химического оружия.
Император Николай Второй, в отличие от целой плеяды политиков, очень рано понял, что надвигается на человеческий род. По инициативе русского царя в 1899 г. удалось созвать 1-ю Мирную конференцию в Гааге. Но результаты ее не воплотили чаяний России. Не приняты были решения о сокращении военных бюджетов. Фактически государства решились лишь на некоторые ограничения при объявлении и ведении войн.
Все же православный царь попытался хоть как-то разрешить проблемы войны и мира. Он ведь помнил Десять заповедей, которые отрекшийся от христианства Запад просто забыл.
Историк С.С. Ольденбург гораздо позднее, уже после событий 1917-го и распада Российской империи, честно оценил миротворческую заботу Николая Александровича: «Те, кто считает войны неизбежными, необходимыми – а то и полезными, назовут, быть может, эту попытку благородной, но бесплодной утопией, бесполезным, если не вредным начинанием, только порождающим обманчивые иллюзии; те же, кто верит в возможность международного мира на основе взаимного соглашения всех стран, все те, кто затем приветствовал идею Лиги Наций и конференцию по разоружению, не могут не признать, что первый почин в постановке на очередь этого вопроса бесспорно принадлежит Императору Николаю II; и этого не могли стереть со страниц истории ни войны, ни революции нашего времени».
Из легенд и мифов мы знаем, что царь Одиссей, отнюдь не по своей воле, оказался в долгих странствиях и случайно попал на остров, принадлежащий волшебнице (по другой информации – языческой богине Цирцее, или Кирке). Спутники Одиссея устремились к столу, уставленному яствами. Изволили откушать и превратились в свиней. Данный сюжет навевает мысли о духовном состоянии современного нам общества. Материальное заменяет поиск смысла жизни. И ежели в эпоху Николая Второго даже при военных действиях декларировали приверженность чести и совести, то ныне этого и не требуется. Если до Второй Мировой войны все же старались не слишком жестоко обращаться с жителями на оккупированных территориях, то потом избиение гражданского населения протесты вызывать не стало. Гитлеровские концлагеря же организовывались по «научной методике». Над заключенными проводили опыты, да и уничтожали, как на конвейере. Похоже, люд отведал колдовской еды Цирцеи, и выросли вместо лиц пятачки… А «свиньям» не нужны ни храмы, ни книги, ни нравственность, ни мораль. Ради того, чтобы все больше и больше потреблять, «новые хрюшки» готовы и убить. Без угрызений и терзаний душевных…
В 1835 году английский врач Джеймс Причард ввел в психиатрию термин – «нравственное помешательство». Ныне термин не используется, хотя существуют люди, не страдающие вроде бы расстройством ума, но полностью лишенные каких-либо нравственных ориентиров. Для этих людей уничтожить деревню или вырезать школу все равно что спалить муравейник. Здесь явно видна духовная болезнь. Однако психиатрия сегодня зациклена на материальном. И здоровье разума признается и у политика, отдающего приказы бомбить города и осыпать минами детские сады. Нравственное помешательство отнюдь не исчезает при изменении в угоду конъюнктуре психологических справочников и пособий. Но ведущему «свинский» образ жизни нравственное помешательство неведомо.
И ювенальная юстиция – это тоже синдром нравственного помешательства. К семье подходят как к куриному гнезду. Некие дяденьки и тетеньки полагают себя вправе заниматься «селекцией». Не понимая громадного сакрального значения семьи и не желая хотя бы на минутку задуматься над вопросами своего собственного душевного состояния.
Ювенальная юстиция – это тоже война, которая продолжает расчеловечивание человека! Цирцея может торжествовать…
Но преградой всем войнам, ведущимся на фронтах физическом или духовном, воздвигается Святость! Мученики, преподобные, страстотерпцы противостоят наступлению зла, напялившего на себя умиленную личину. Святые молят Господа за мир, утонувший в мелких и крупных грехах и не осознающий своего нравственного падения.
Страстотерпец Николай учит нас, как противостоять развращению молодых поколений, и тому, как важно сохранять мир. Царь (в ссылке), пилящий дрова с сыном (кстати, «ювеналка» нашей эпохи признала бы сие измывательством над больным ребенком-гемофиликом!), являет нам и смирение, и веру. Обычный труд выше заумных философских изысканий Шопенгауэра и Ницше. А молитва гораздо весомее тысяч попсовых песенок…
Святые дают нам смыслы для преодоления миазмов цивилизации Цирцеи: «Насколько заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это… Счастье – это чистое сердце, потому что такое сердце становится престолом Божиим. Так говорит Господь для тех, кто имеет чистое сердце: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор 6,16). Чего им еще может недоставать? Ничего, поистине ничего! Потому что они имеют в сердце своем величайшее благо – Самого Бога!» (Святитель Нектарий Эгинский).

Александр Гончаров,
к.ф.н., доцент кафедры журналистики СОФ ВГУ

АРХИВ ГАЗЕТЫ