Страдать, чтобы узнать Бога

Страдать, чтобы узнать Бога
Страждущий Иов. Гравер Ю. Ш. фон Карольсфельд, 1852 год

Сколько существует человечество, столько звучат вопросы о нашем бытии. Как был создан этот мир? Как обстоят дела с жизнью на других планетах? Сколько Земле на самом деле лет? И т. д. и т. п. По сути в этих вопросах нет ничего плохого. Более того, они развивают в человеке способность широко мыслить и искать истину. Однако они по большей части затрагивают только материальную сторону проблемы. Поэтому стоит обратиться к вопросам духовным, которые помогут приблизиться к ответам.  Существует ли Бог? Что такое смерть и что будет после нее? Почему существует зло? Если есть Бог, то почему хорошие люди страдают, а плохие торжествуют? Последний вопрос сегодня, пожалуй, слышим чаще других в обществе. Попробуем найти ответ на него с помощью ветхозаветной Книги Иова.

Для начала сразу оговорюсь, что в этом тексте я не раскрою каких-то деталей повествования и уж точно не буду полностью пересказывать сюжет. Моя цель – побудить читателя взять в руки Книгу Иова и самостоятельно, подробно и вдумчиво ознакомиться с нею.

Мне нередко приходится говорить, а также и самому слышать от людей то, что Бог есть Любовь. Это действительно одно из самых главных имен Божиих. Оно максимально глубоко и точно отражает действия Господа во Вселенной. Но у Бога есть и другие имена, о которых люди не хотят знать и помнить, ведь в их понимании «любовь» все прощает и оправдывает. Страшно и тяжело становится грешнику, если он вспомнит о том, что Господь есть тот же Судья и Мздовоздаятель.

Именно в Книге Иова мы можем увидеть, что Господь проявляет себя не только как Любовь. Более того, отметим, что определенные персонажи книги воспринимают Его как несправедливого (Иов. 2:9) и как Того, кому до человека и вовсе нет никакого дела (Иов. 22:2–4).

Книга Иова выделяется на фоне всего Ветхого Завета: в ней ярко показано, что каждый рисует себе того Бога, которого он хочет видеть перед собой. И сверх того, в истории многострадального Иова мы видим, как человек легко примеряет на себя роль высшего судьи (см. Иов. 11).

Во время Великого поста мы стараемся максимально сосредоточиться на своей духовной жизни. Пытаемся ограничивать себя в пище, усиленно молиться и читать духовную литературу. Пожалуй, Книгу Иова стоит не просто советовать, а настоятельно рекомендовать к прочтению в этот период. И дело здесь заключается не только в тех страданиях, которые переносит Иов, – мы к ним еще вернемся. Дело в том, что эта книга ставит каждого из нас перед главным вопросом: готовы ли мы верить и любить Бога, который предстает перед нами в данной книге? Причем нам приходится гораздо легче, чем Иову: изначальный замысел данной истории раскрывается еще в первых двух главах, но для главного героя он становится известным лишь в конце длинного пути.

Страдать, чтобы узнать Бога
Тяжелые испытания Иова. Гравер Ю. Ш. фон Карольсфельд, 1852 год

А теперь поговорим о земных страданиях, которыми исполнен мир. Именно они являются главным лейтмотивом Книги Иова. Размышляя о них, мы должны познакомиться с таким термином, как «теодицея». Понятие ввел в начале XVIII столетия немецкий ученый, философ Лейбниц. Говоря простым языком, оно означает абсолютное оправдание Бога в управлении Вселенной, несмотря на наличие зла в мире. Подобную доктрину можно встретить не только у христиан, но и в других монотеистических религиях. Для многих верующих это очень простой и понятный императив, и нет ничего плохого в том, чтобы люди ему доверяли. Тем не менее в случае с Иовом он «не работает до конца». Мы не можем судить или оправдывать Божественные действия – просто потому, что не знаем и не можем постичь сущность Бога. Это подтверждают слова самого Господа – длинная речь со множеством онтологических вопросов, которую цитирует автор Книги Иова (см. Иов. 38–42).

Итак, Иов теряет все. Детей, богатство, здоровье… Я бы дерзнул приписать сюда и его друзей (о спасении которых он помолится). Но что беспокоит Иова больше всего? В чем состоит его главное страдание? В чувстве богооставленности. Он не вопит о погибших детях, имуществе, здоровье. Он задается вопросом: «За что?» За что он перестает быть услышанным?

Огромное значение для понимания книги имеет понимание времени действия.  Все события происходят в ветхозаветные времена. Скорби, которые обрушивались на человека, в ту эпоху считались ничем иным, как проклятием и наказанием со стороны Бога (вспомним наши предыдущие разборы книг Ветхого Завета). В Новом Завете – иные духовные законы: чтобы убедиться в этом, стоит прочесть об исцелении слепорожденного. Апостолы спрашивали Христа о том, кто же согрешил в том, что он слеп – сам человек или его родители? «Христос отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (см. Ин. 9:1–38).

Возвращаясь к истории Иова и к его вопросу «За что?», мы все-таки узнаем в конце, что он получает ответ от Бога. Ответ, который, возможно, не до конца удовлетворит читателя. Не вдаваясь подробно в текст, скажу, что Господь рекомендует герою задаваться вопросом не «За что?», а «Для чего?».

Страдать, чтобы узнать Бога
Благословление Иова. Гравер Ю. Ш. фон Карольсфельд, 1852 год

Не каждый мужчина-тяжелоатлет поймет, как тяжело женщине справляться с ролью матери и воспитателя. Мало кто из женщин-педагогов поймет груз ответственности военнослужащего офицера. Вряд ли каждый военнослужащий сможет прочувствовать эмоции спортсмена, стоящего на пьедестале победы. Мы можем лишь поддерживать, радоваться и сочувствовать друг другу. С этой задачей, как мы видим в книге, друзья Иова справиться не смогли. Не всегда удается и нам искренне сопереживать близким.

И теперь, перелистнув страницы этой великой книги, мы можем вновь задуматься о страданиях, наличии зла на Земле, несправедливости в обществе. Мы привыкли воспринимать все это в негативном ключе. Но давайте каждый спросит себя честно: «Что я знаю о страдании на личном опыте? И не являюсь ли я сам причиной чьих-то страданий?» Только человек, столкнувшийся с тем, что мы подразумеваем под страданиями, может понять их природу, цель и значимость как минимум для самого себя.

Священник Андрей Коровин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

34 − 25 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ