Стоит ли читать христианину языческих авторов?

 

На вопросы отвечает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Максим Горожанкин.

– Стоит ли читать христианину языческих авторов, особенно сочинения древних философов, которые жили в дохристианскую эпоху?

– Этот вопрос не нов: его задавали многие люди, которые жили задолго до нас. И отвечали на него тоже не единожды. Причем отвечали те, кто не просто читал языческих авторов, а те, чье обучение было основано на их трудах.

Так, святитель Василий Великий в своем наставлении к юношеству пишет, что чтение философской литературы может принести такую же пользу, как и наблюдение за природой. То есть такое чтение делает наш кругозор шире, обогащает новыми знаниями и представлениями о жизни людей другой эпохи и культуры. Мы сами живем в мультикультурном, многонациональном мире, где сосуществует множество религий. Так же жили и апостолы. Что говорил им Спаситель? «Идите и научите все народы». Эти слова обращены и к нам тоже, потому что каждый христианин призван к апостольскому служению. 

Представьте, каково было миссионерам первых веков. Нужно было, например, отправиться в Африку. Но чтобы проповедовать там, нужно было знать культуру и обычаи местных жителей. Зачем? Чтобы понимать их религиозные убеждения, культуру и обычаи и при этом строить общение в дружелюбном тоне. Поэтому, конечно, предпочтительно отправить туда человека, который в силу своего образования все это хорошо знает и понимает. А ведь мысли религиозных философов древности и сегодня повторяются в языческих учениях современности.

А чтение Гомера, Аристотеля, Платона, Цицерона тренирует наше мышление: учит мыслить логически, анализировать. Древние философы – прекрасные учителя формальной логики, в которой зачастую мы не сильны. Нам не всегда удается структурировать свои суждения.  А порой нам просто не хватает образного мышления. И этому тоже учат наполненные метафорами тексты древних авторов. Кстати, многие из образов дохристианской эпохи использовали в своих сочинениях уже сами учителя Церкви.

Не нужно думать, что человек, читающий философскую литературу, труды языческих авторов, непременно отречется от Христа. Нет. Мы ведь уже научены Священным Писанием и Преданием, уже утверждены в своей вере. Мы просто хотим быть образованнее. Философия как предмет входила и входит в программу духовных школ – как до революции, так и в наше время.  Философские проблемы в качестве тем для научных исследований использовали многие святые отцы и новомученики Русской Церкви. А некоторые прославленные христианские ученые профессионально занимались переводами древних авторов.

Поэтому будем читать и святоотеческую литературу, и философские труды древности, чтобы обогащать свои познания и расширять кругозор.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

25 − = 17

АРХИВ ГАЗЕТЫ