Стать матерью, чтобы дети не стали мучениками
11 января, сразу после светлого праздника Рождества Христова, Православная Церковь вспоминает трагическое событие – избиение 14 тысяч Вифлеемских младенцев.
Ища смерти Богомладенца, иудейский царь Ирод приказал убить тысячи младенцев, желая таким образом истребить в их числе Того, Кого он воспринял как своего соперника: новорожденного Царя иудейского, возвещенного волхвами. Невинная мученическая смерть детей испокон веков была символом первого мученичества людей за Христа и распятия самого Мессии, невинного Сына Божия.
С недавних пор день памяти Вифлеемских младенцев стал для православных верующих нашей страны днем протестов против абортов и всех медицинских технологий, связанных с искусственным прерыванием беременности. Жестокий властитель Ирод скончался в страшных муках после трагических событий в Вифлееме, но его грех не изжит до сих пор. К сожалению, по данным разных социологических исследований, Россия уже несколько лет остается мировым лидером по количеству медицинских абортов. Как исправить эту ситуацию, какие слова нужно сказать тем женщинам, которые оказываются на пороге консультации, чтобы они сделали выбор в пользу жизни своего ребенка?
Много печатных публикаций и видеосюжетов посвящено последствиям абортов. В них подробно и точно с медицинской точки зрения описаны трагические последствия такой операции. Мы же хотим рассказать о добрых примерах, которые, надеемся, помогут всем, кто уже стал мамой или только готовится – принять новую жизнь с радостью и любовью. Три истории, приведенные ниже, не вымышлены и произошли с реальными людьми в нашем городе. Имена героинь по этическим соображениям изменены.
История первая
Для Татьяны новость об очередной беременности стала как гром среди ясного неба. У них с мужем уже был ребенок. С момента рождения сына три года прошло. Больше «заводить» детей они не собирались. Совсем.
– Я, конечно, была растеряна, – рассказывает женщина. – В тот момент наша семья испытывала некоторые финансовые трудности. Я только-только вышла на работу, пыталась восполнить бюджет. Мысли о том, что снова нужно уходить в декрет и, возможно, потерять работу, мысли о поиске средств на содержание ребенка… Все это давило. Поддержки и совета у мужа я не нашла. Он не высказался против аборта, но не сказал твердо, что нужно оставить малыша. «Решай сама», – повесил всю ответственность на меня. Больше о своей беременности я не говорила никому – ни маме, ни подругам…
Татьяна все-таки решилась на прерывание беременности. Она отправилась в стационар городской больницы N 2. Перед операцией врач предложила сходить женщине в храм, на беседу со священником.
– Я себя считала верующей: крещеная же, хожу по праздникам в церковь, – вспоминает Татьяна. – Поэтому решила сходить, послушать, что скажут. Да и просто выговориться хотелось, поделиться с кем-то переживаниями. В храме при больнице меня встретили священник и сотрудник социальной службы. Они приняли меня тепло, спокойно. Внимательно выслушали. Батюшка согласился, что жизненные обстоятельства у меня не самые простые. Но он сказал, что именно в такие переломные моменты нам приходят темные, плохие мысли, бесы искушают нас. Ребенок – это всегда благословение Божие, подарок небес. Отказаться от него – отказаться от этой благодати. Священник сказал еще одну важную фразу: пусть еще не дойдя до кабинета врача, а только задумав аборт, я уже мысленно убила ребенка. Меня эти слова потрясли. Я поняла, что это испытание. И если сейчас окончательно решусь на такой шаг, то потеряю себя, часть своей души. Стало страшно. Мы долго говорили, около часа. Я плакала, пыталась как-то сопротивляться, возражать, но все-таки не уходила – понимала, что священник во всем прав. В кабинет врача я не вернулась.
Женщина сразу отправилась домой и с порога решительно заявила мужу: «Ребенка мы оставляем». Муж, конечно, сначала было поворчал, но увидев твердые намерения супруги, успокоился. Спустя несколько дней Татьяна пришла в храм и впервые за много лет исповедалась и причастилась:
– С тех пор я стала постоянно ходить в храм и делать это осознанно – совсем не то, что раньше. У меня родилась прекрасная здоровая девочка. Муж был счастлив. И теперь от малышки он не может оторваться – очень ее любит, балует. Дочь крестил тот самый священник, который отговорил меня от аборта. Спустя несколько лет у нас родился еще один ребенок, еще один сынок. Когда я узнала о третьей беременности, я благодарила Бога за этот дар.
История нашей первой героини на самом деле не уникальна. По статистике подавляющая часть решивших прервать беременность – вполне состоявшиеся женщины от 26 до 35 лет, несколько лет состоящие в браке и успевшие родить от одного до трех детей. Они уже успели «насидеться в декрете», хотят полноценно трудиться, много зарабатывать и просто «пожить для себя». К сожалению, эти «благие намерения» вновь и вновь толкают женщин на путь греха. По данным специалистов женской консультации Старооскольской районной больницы, большинство из них прибегают к медицинскому вмешательству не впервые: из 36 женщин, сделавших аборт в ЦРБ, 19 решились на этот шаг уже во второй раз, а 7 – в третий раз. В итоге 69 детей так и не увидели белый свет.
В обществе сегодня настолько изменились представления о семье, что дети воспринимаются уже как тяжкое бремя, сплошные хлопоты и заботы. И это несмотря на то, что техника шагнула далеко вперед: подгузники избавили женщин от необходимости стирать пеленки, а специальные аппараты греют и стерилизуют бутылочки за полминуты. Но женщинам сегодня неудобно и это. А в свете постоянного роста цен – еще и дорого. Дети требуют времени и денег, которые можно было потратить на себя. Даже единственное чадо нуждается во внимании и заботе. И к этому многие девочки – будущие мамы сегодня не готовы. Зато они знают, что мир открыт, нужно брать от жизни все, и наше тело принадлежит только нам…
– Женщины сегодня очень зависимы от общества, – комментирует ситуацию иерей Алексий Лапков-Державин, настоятель храма святителя Луки Крымского при городской больнице N 2. – Я общаюсь с теми, кто приходит делать аборт. Почти все эти женщины уже имеют детей. Они против многодетности, считают, что это крест на личной жизни. Об этом буквально кричат им близкие: мамы, бабушки, сестры. «Я делала, и ничего страшного не произошло. Еще успела погулять, молодостью насладиться», – увещевают они своих дочерей, вынуждая избавиться от «обузы», чтобы потом выстроить благополучную жизнь. Но за всю свою пастырскую практику я не видел ни одной по-настоящему счастливой семьи, где супруги решили умертвить свое нерожденное чадо.
Святые отцы говорили, что в жизни каждого человека должно быть место подвигу. И под этим они разумели не только мученический венец и жестокие ограничения. Святой Макарий Египетский говорит о сущности подвига: «Это противление лукавому и лукавым помыслам». И в повседневной жизни мы должны следовать этому пути. Материнство и супружество – тоже подвиг, подвиг любви и жертвенности. Преодоление каждодневной семейной рутины – настоящая школа для укрепления духа, души. Пресловутые страшилки из интернета про #ЩастьеМатеринства, увещевания бездетных родственников и жалобы подруг – все это и есть внушаемые нам бесовские помышления. Они затуманивают образ семейного счастья, уводят нас в сторону. Да, забота о ребенке – это непростая работа, но работа, которая безусловно принесет добрые плоды.
История вторая
За несколько лет Маргарита научилась жить с положительным ВИЧ-статусом. Она смирилась со многими вещами. Смирилась и с мыслью, что полноценной семьи у нее уже не будет – слишком велика вероятность, что ребенок родится больным. Поэтому женщина предпринимала все усилия, чтобы избежать беременности. Несмотря на меры предосторожности, это все-таки произошло, и Маргарита отправилась в женскую консультацию за направлением на аборт.
– Я была почти спокойна, почти уверена в своей правоте, когда приехала во вторую горбольницу, – вспоминает Рита. – Но прежде чем отправить на операцию, врач предложила поговорить со священником – благо храм прямо рядом. Это был трудный разговор. Я не хотела, чтобы, только родившись, мой ребенок был уже обречен на смерть, и все по моей вине. Не хотела умирать и сама – неясно было, как вообще скажется беременность на моем состоянии. С другой стороны, я понимала, что аборт – это и так убийство, смерть. Мне было страшно. Но священник меня убедил. Священник понимал, что положение у меня тяжелое, но он сказал, что если я сделаю выбор в пользу жизни, Господь меня и ребенка не оставит. И я доверилась этим словам.
Маргарита вернулась в больницу спустя год – чтобы поблагодарить священника и врача, которые помогли принять верное решение и оставить ребенка. Всю беременность женщина наблюдалась у врачей и строго выполняла рекомендации медиков. Роды прошли легко, а малыш родился абсолютно здоровым.
– Я не ждала чуда, но поняла, что моя ситуация не безвыходная, – рассказывает Маргарита. – Я многое узнала о новых медицинских технологиях и действительно почувствовала поддержку врачей, поэтому не боялась уже плохих новостей. Даже если бы у ребенка выявили положительный ВИЧ-статус, с помощью медикаментов риски для здоровья можно было бы минимизировать и буквально купировать болезнь. Я даже смогла кормить малыша сама. Удивительно, но после родов у меня самой существенно улучшились анализы крови: таких хороших анализов у меня не было несколько лет. Самое главное – я наконец обрела полноценную семью, а ребенок стал действительно подарком небес!
Когда есть вероятность рождения больного ребенка или опасность для жизни матери, перед женщиной всегда встает тяжелая психологическая дилемма. И нельзя осуждать тех, кто идет на такой шаг, как аборт, из страха перед смертью и болезнью. Человек слаб. Но в его воле сделать выбор в пользу Божественного образа, который сокрыт внутри каждого из нас. История Маргариты – не единичный случай. Таких историй сотни тысяч. И многие из них все-таки со счастливой развязкой.
И вновь здесь нужно вспомнить о каждодневном подвиге, который мы в силах совершить ради спасения своей души. Выбрать жизнь для своего ребенка, даже если над ним нависает суровый медицинский диагноз – это настоящий подвиг. Даже если вероятность благополучного исхода мала.
– Святитель Иоанн Златоуст писал: «Владыка… и дела приемлет, и намерения целует», – отмечает иерей Алексий Лапков-Державин. – То есть Господь увидит добрую волю каждого человека и не оставит это без внимания, как не оставил Маргариту и ее чадо.
История третья
Эта история самая короткая, но очень показательная. Она о тех женщинах, которые уже считают себя неспособными быть мамами, называя себя «старородящими» и бессильными.
Екатерина узнала о беременности, когда ей было 46:
– В этом возрасте нянчат внуков. Мои дети как раз готовились стать родителями. Мне было неловко, когда я увидела результаты теста на беременность. Сначала я вообще думала, что это ошибка, и у меня просто гормональное расстройство. Врачи подтвердили, что я жду ребенка. Но я не представляла, как буду его растить – есть ли у меня силы на это.
Врачи уговорили Екатерину сохранить жизнь малышу. Это решение поддержали дети и супруг героини. Родила женщина здоровую девочку и сейчас не представляет, что было бы, если бы она решилась на аборт.
– За время своей многолетней практики я общалась с сотнями женщин, которые задумывались о прерывании беременности, – рассказывает Яна Владимировна Антюхина, заведующая женской консультацией. – У каждой, как им казалось, были очень веские причины сделать этот крайний шаг. Они все думали, что не смогут стать хорошими матерями, не смогут чего-то дать своим детям. Эти женщины беседовали с врачами, психологами, им давали «неделю тишины» на размышления. Некоторых мне самой удалось отговорить. Многим ведь действительно просто не с кем обсудить свои проблемы. Кто-то просто не может понять, что внутри них теплится еще одна жизнь. Когда я проводила таким женщинам ультразвуковое исследование, они видели, как шевелится их малыш, этот «всего лишь эмбрион, кучка клеток». Они начинали плакать, понимать, что там человечек живой. Они понимали, что станут матерями. Почти все эти женщины, сохранившие деток, потом наблюдались по беременности у меня же в перинатальном центре. И все они благодарили за то, что врачи помогли им принять верное решение. Они опять со слезами на глазах рассказывали, что рождение ребенка – это самое лучшее, что они сделали в своей жизни. Некоторые из них спустя время приходили ко мне, чтобы наблюдать уже вторую беременность.
Все истории наших героинь показывают, что, как бы ни складывались внешние обстоятельства, всегда есть выбор. Может быть, не сразу, но сознание верного выбора обязательно придет. Придет и поддержка: врачи, психологи, социальные работники государственных служб и Церкви готовы помогать женщинам, которые отказались от аборта. Всегда рады поддержать матерей в Кризисном центре «Ангел», предоставив им не только материальную помощь и медицинский уход, но даже кров и работу. Просто нужно сделать выбор в пользу материнства, чтобы не повторить грех царя Ирода, чтобы дети не стали мучениками.
Психологические последствия аборта
Несмотря на светлое завершение историй наших героинь, необходимо еще раз напомнить нашим читателям о том, какие последствия влекут за собой абортивные действия. Прежде всего прерывание беременности сказывается на духовном и психическом состоянии женщины. Об опасности такого шага рассказывает иерей Михаил Артеменко, психолог, руководитель семейно-консультационного центра святых благоверных князя Петра и Февронии (Белгород):
– Жизнь человека начинается с момента зачатия слияния двух клеток отца и матери. И многие ученые, медики уже признают это. Прерывание беременности на любом этапе является убийством. Это грех. И как любой греховный поступок, это действие не может пройти бесследно для души. В православии принято считать, что сущность человека состоит из трех частей – тело, душа и дух. В состоянии чистоты, непорочности они находятся в единстве, в целомудрии. Любое греховное деяние нарушает эту внутреннюю целостность человека, разрывает между ними связь. Человек начинает ощущать внутри себя пустоту, при этом его терзают неразрешимые противоречия. Вспомните, как описаны у Достоевского переживания Раскольникова до и после убийства старушки. То же самое переживает мать накануне и после совершения аборта.
В психологии есть понятие «постабортный синдром». Его самые частые проявления – уныние, истерики. Это тяжелое психологическое состояние. Оно может привести к глубокой затяжной депрессии, тяжелым неврозам, даже может сказаться на психологическом здоровье будущих детей. Все дело в том, что любая женщина, только забеременев, становится матерью. И даже если она решит избавиться от ребенка, она все равно останется мамой – только уже мертвого дитя. И памятование, что она стала убийцей, будет преследовать женщину на протяжении всей жизни. Даже если потом у нее не будет вообще детей. Это состояние может проявиться не сразу, а намного позже после совершенного греха.
Единственный путь уврачевать душу, совершившую такой поступок – принести покаяние и встать на путь исправления. Многие женщины, совершившие аборт, впоследствии обращаются к Богу, начинают активно заниматься противоабортной деятельностью и берут опеку над сиротами.
Юлия Кривоченко