Старооскольские школьники достойно показали себя на олимпиаде по основам православной культуры
5 ноября в старооскольской школе № 33 прошел муниципальный этап ежегодной олимпиады по основам православной культуры. В нем приняли участие 215 учеников средних и старших классов школ города и округа.
Предстоящий юбилей – 1000-летие русского присутствия на Афоне – задал основную тему олимпиады. Также часть заданий была посвящена известным деятелям русской словесности, чье творчество неразрывно связано с Православием.
Большинство школьников справились с тестами довольно быстро. Но некоторые задания вызвали у ребят затруднения.
– Самым сложным заданием для меня стал кроссворд. Еще было непросто разгадать в ребусе фамилии русских писателей и поэтов, – поделился впечатлениями Сережа Пашин, ученик седьмого класса Песчанской школы. – Это мой первый опыт участия в олимпиаде, я немного волновался. Но было интересно попробовать свои силы в таком предмете. Узнал для себя много нового.
Восьмикласснице Оксане Бронниковой из 12-й школы непросто было вспомнить стихотворную переписку А.С. Пушкина и митрополита Филарета (Дроздова):
– От нас требовалось точно процитировать хотя бы несколько строк Пушкина, а в идеале – три строфы. Большую часть времени я потратила на то, чтобы восстановить в памяти это стихотворение. На уроке литературы его не проходят. Хорошо, что я выучила его, когда готовилась к олимпиаде.
А вот шестиклассница Люба Левитина чувствовала себя уверенно: уже второй год девочка защищает честь 24-й школы на интеллектуальном турнире:
– Мне было нетрудно. Думаю, помогли не только школьные уроки, но и занятия в воскресной школе при храме преподобного Сергия Радонежского. На олимпиаде я встретила много знакомых ребят, которые занимаются при храме вместе со мной или в других воскресных школах.
Воспитанники Православной гимназии были настроены на победу. Учебное заведение на олимпиаде представляла настоящая сборная – 42 ученика. Большинство из них уже не первый год участвуют в турнире и показывают достойный результат.
– Главное, что требовалось – быть внимательными, – говорит Павел Пивень, ученик 10 класса гимназии. – У многих старшеклассников вызвало затруднение творческое задание: нужно было составить небольшой рассказ, посвященный святогорским святым и обителям и употребить при этом определенные названия и понятия. Задания были интересные, да и сама тематика олимпиады мне очень понравилась. В гимназии мы часто обсуждаем на уроках деяния афонских подвижников. Конечно, мне как православному христианину очень хочется побывать на Афоне и своими глазами увидеть то, о чем столько читал и слышал.
Оценивало успехи юных знатоков строгое жюри. В его состав вошли священнослужители и педагоги православной культуры.
– Судя по проверенным работам, дети хорошо справились, – оценил итог олимпиады клирик храма Рождества Христова иерей Вадим Смирных. – На самом деле задания были нетрудными и касались общеизвестных фактов. Сложной оказалась форма вопросов: это и загадки, и ребусы, кроссворды. Некоторые из них заставили меня самого поломать голову над ответом: сразу трудно было понять, что и как нужно написать, как заполнить графы.
Неплохо справились с заданиями ученики сельских школ, хорошо показали себя ученики 33-й школы и Православной гимназии.
Несмотря на успехи ребят, настроение у членов судейской комиссии было не очень оптимистичным. По их словам, олимпиада 2015 года вскрыла довольно серьезные проблемы. Причина кризиса – введение новых федеральных образовательных стандартов. Ситуацию прокомментировала Наталья Владимировна Волкова, руководитель духовно-просветительского центра «Благовест» школы № 5:
– Сейчас предмет «Православная культура» постепенно переходит из учебной программы во внеурочную деятельность. Уже в этом году среди участников почти нет ребят из шестых классов – в их расписании такого урока нет. В следующем году из обоймы выпадут седьмые, еще через год – восьмые классы, и так далее.
Конечно, школьники могут подготовиться к олимпиаде после занятий – учителя готовы заниматься с ними. Но педагог отмечает, что таких энтузиастов мало: у детей и без того большая нагрузка по основным предметам. Именно из-за высокой учебной нагрузки в этом году от участия в турнире отказались выпускники: их беспокоят предстоящие государственные экзамены, которые требуют усиленной подготовки.
– Учителя православной культуры озадачены, – констатирует Наталья Владимировна. – Мы в один миг можем потерять то, что нарабатывалось годами с большим усердием. Новые реалии заставляют детей подходить ко всем вопросам очень практично. Например, если ребенок решил поступать в технический институт, то он ставит на первое место физику и математику. Даже если ему очень нравились литература и православная культура, он готов пожертвовать временем на их подготовку ради дополнительных занятий с репетиторами. Зачастую даже успеваемость по этим предметам таких ребят не волнует: как они говорят, все равно это им не пригодится. Заинтересовать олимпиада по ОПК сегодня может учеников младших и средних классов – они еще не подходят к учебе так критично, – и тех, кто собирается в духовные образовательные учреждения – но таких очень мало.
Впереди – региональный и федеральный этапы олимпиады. И, вероятно, они еще шире обозначат круг проблем, с которыми столкнулись сегодня педагоги православной культуры. Сами же учителя надеются, что ситуация не останется незамеченной министерством образования, и в ближайшее время хотя бы в нашей области власти поддержат возвращение предмета «Православная культура» в расписание школьников.
Юлия Кривоченко