Старооскольская икона святого князя Александра Невского

Александро-Невский кафедральный собор – главный храм Старого Оскола. В нем есть свои святыни и традиции: старинные чтимые образа и современные иконы, написанные по особому случаю, святые мощи и даже предметы утвари с особой историей. О некоторых из них мы расскажем читателям в новой рубрике «наши святыни».

Святой благоверный великий князь Александр Невский – небесный покровитель собора и всего Старого Оскола. Гениальный полководец, правитель и политик. Благочестивый христианин, подвижник и монах. Покровитель воинов-защитников Отечества. Великий святой, имя которого знает каждый русский православный человек.

Православные старооскольцы верят, что благоверный князь Александр Невский молитвенным предстательством защищает наш город от врагов видимых и невидимых. Эта вера особым образом воплотилась в удивительной иконе: на ней кроме фигуры святого – наш город, река Оскол и городские храмы. Образ был написан в 2021 году к торжественному празднованию 800-летия со дня его рождения. В этот день, 12 сентября, в собор был принесен ковчег с частицей мощей благоверного князя. Мощи и новую икону с торжественным караулом принесли в храм воины – сотрудники Пограничной службы ФСБ РФ. Защитники рубежей нашей Родины посчитали нужным отдать дань не только духовным свершениям, но и воинским подвигам святого. Икону и ковчег с мощами поставили на территории собора, после чего под открытым небом совершили Литургию. Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн благословил, чтобы икона оставалась в Александро-Невском соборе как особо почитаемая святыня – знак небесного покровительства святого князя.

– Святой благоверный князь Александр Невский был призван на княжение в юности, он стал образцом служения Богу и людям, ­– говорит в одной из проповедей владыка Иоанн. – Князь совершил духовный подвиг, он принял решение, которое в дальнейшем определило весь ход истории нашего государства. Образ князя является примером того, как нужно поступать, несмотря на свои амбиции и эгоизм. Это труднейшая задача – смириться с тем, что твое мнение может быть неправильным. Александр Невский, прежде всего, одержал победу во внутренней борьбе и стал тем, кто вывел Русь из разрушения. Господь помогал князю во всем, направлял и вразумлял. Князь избрал путь смирения и совершил то, что Бог хотел от него.

Написала образ святого благоверного князя матушка Ольга Гильфанова, супруга соборного клирика, диакона Георгия. Искусству канонической иконописи она обучалась в Курской духовной семинарии. Матушка признается, что не сразу полюбила канон – первые полгода учеба давалась ей с трудом. Сегодня она признанный мастер, из-под ее кисти вышли удивительные образа, которые пребывают в разных храмах по всей России.

– Я собиралась поступать в Санкт-Петербург на архитектора, – рассказывает матушка Ольга. – Тем более, что у меня было много разных наград и преподаватели в художественной школе готовили меня именно туда. Но мой батюшка, которому я исповедовалась, не поддержал меня в этом начинании. Он сходил за советом к старцу Алексею Федоровичу, и тот передал, что мне следует поехать в Курск, учиться иконописи и служить Богу в своих краях. Я поехала туда без особого желания, но впоследствии прониклась. Теперь, когда встречаю академическое письмо, понимаю, насколько я люблю канон.

Изображение рядом со святым князем Александром Невским храмов или даже Лавры – традиционно и никак не противоречит канону, – комментирует матушка. – Мы тщательно готовились к написанию этой иконы: сфотографировали городские храмы с квадрокоптера в определенное время дня, когда солнечные лучи падают под нужным углом. Потом нарисовали много эскизов.

В левом углу иконы святого князя – изображение рублевской Святой Троицы. Оно выполнено в необычном монохромном стиле.

– Троица часто изображается в верхнем левом или правом углу иконы, – говорит иконописец. – Я исполнила ее в негативе, как гризайль.  На этом месте часто изображается Господь Благословляющий либо благословляющая десница Божия.

Канон – это вовсе не «особый художественный стиль», как думают некоторые. Канон – это богословие, схема сюжета и символов, которые передают духовный смысл изображенного на иконе. Каноническая икона «помогает» молиться. Большинство образов написано таким образом, что молящийся ощущает себя не «зрителем», а «предстоящим» перед иконой. Икона смотрит на молящегося, а не он на нее.

Икона – Евангелие в красках. Много раз мы слышали эту фразу, но что она значит? Может ли случиться, что и строки Священного Писания и строгий взор священных ликов ничего не изменят в нашей жизни?

Конечно, может: ведь были же люди, которые слышали Христа во плоти, сидели у Его ног, но ничего не понимали, разворачивались и уходили прочь. Но были и те, кто услышал кроткий голос Божественного Учителя и слова «иди за мной» – и пошел. Безоговорочно и сразу. Для того, чтобы узнать Христа, апостолам не понадобился культурный бэкграунд, религиозное образование и познания. Достаточно было веры и желания встречи с Богом. Бывает так, что человек обретает веру еще до того, как открыл Библию или молитвослов. В храме ли, дома или еще где – его глаза встречаются взглядом со святым ликом на иконе. И происходит таинство: встреча. Евангелие. Благая весть о том, что ты не одинок, на небесах тебя любят и ты очень нужен. Ты родной, свой, – несмотря на все твои грехи, раны и потрясения. Бывает так, что человек приходит к Богу через икону.  

Протодиакон Сергий Епифанцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1

АРХИВ ГАЗЕТЫ