Старооскольцы в истории русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря

01_gjkfdsgh84375gjДоклад заместителя директора по научной работе МКУК «Старооскольский краеведческий музей»
Елены Алексеевны Андрусенко на XIV старооскольских муниципальных Рождественских чтениях, прошедших 10.02.16 в ООШ №17

В системе административных районов Греции Автономное монашеское государство Святой Горы является крупнейшим в мире сосредоточием православного монашества и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Среди монастырей, скитов, келейных обителей особое место занимает Свято-Пантелеимонов монастырь. Монастырь известен как Россикон, или Новый Руссик – один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон. Традиционно монастырь считается русским, хотя по составу насельников русским он стал в последней четверти XIX века. Это был настоящий расцвет Свято-Пантелеимонова монастыря, пользовавшегося в это время покровительством русской императорской семьи.

Древнейший монастырь святого великомученика Пантелеимона, основанный в середине XI века и заселенный русскими монахами в XII веке, имеет славную историю, полную периодов расцвета и упадка, духовных подвигов и человеческих помыслов. Свой след в истории монастыря оставили и наши земляки – старооскольцы.

В 2013 году по благословению игумена Свято-Пантелеимонова монастыря священноархимандрита Иеремии был издан Монахологий, который является справочником, библиографическим словарем, составленным на базе монастырского архива и ценным источником для исследований. Согласно Монахологию Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, в период с 1801 по 2012 годы в обители трудилось всего 4612 человек. 16 из них были канонизированы в разное время. Хотя огромное братство монастыря было традиционно многонациональным: русские, украинцы, греки, молдаване, болгары, грузины, сербы, румыны – большинство насельников обители за указанный период были русские (3384 человека).

По социальному происхождению (до 1917 года) братство было довольно разнообразным: крестьяне – 3236 человек, мещане – 482 человека, военные – 85 человек, купцы – 80 человек, дворяне – 37 человек.

Из общего числа насельников Русского Свято-Пантелеимонова монастыря в обители завершили свой жизненный путь 2778 человек. Остальные или вернулись в Россию, или перешли на жительство в другие монастыри или совсем оставили монашество.

География мест, из которых происходили иноки, отличается широтой и разнообразием. В Русский Свято-Пантелеимонов монастырь поступали жители почти всех губерний России. Среди губерний выделялись Курская (369 человек), Подольская (340 человек), Воронежская (259 человек).

Из городов Российской империи по численности потока монахов в Свято-Пантелеимонов монастырь особо выделялись города Москва (44 человека), Старый Оскол (41 человек), Острогожск (23 человека).

А если посмотреть соотношение жителей города и число прибывших на Афон, то Старый Оскол был абсолютным рекордсменом. В Старом Осколе в 1861 году проживало 7 356 человек. В Москве в этот период (1863 год) проживало более 462 500 человек.

Большинство старооскольцев стали насельниками Свято-Пантелеимонова монастыря в период с 1840 по 1886 годы. Из числа наших земляков, принявших монашеский постриг, 12 человек были из купеческого сословия, 13 – из мещан, 13 – из крестьян, 1 – военный, 1 – духовного сана, 1 – служащий (губернский секретарь).
Что же побуждало многих старооскольцев обращаться к святым местам? В своей автобиографии иеросхимонах Иероним писал о старооскольцах: «Надобно сказать, к чести моих сограждан, что в мое время они любили посещать святые храмы, особенно в воскресные дни и праздники – полны народа все церкви (которых в то время было семь). Как я помню, от 1810 до 1830 года нравственное настроение моих сограждан было очень религиозное, благочестивое. Раскольников и сектантов вовсе никого не было в городе». В Старом Осколе и слободах в начале ХХ века было 11 православных храмов. Главным храмом города был Богоявленский собор. Находился он на Нижней площади (в районе нынешнего к-ра «Октябрь» – прим. ред.). Собор был возведен на месте старой деревянной церкви, построенной еще в 1593 году.

Каждый храм имел церковно-приходскую школу. Епархия утверждала училищный совет, который наблюдал за деятельностью школ, открытых при храмах. Обучение в них было бесплатным и доступным для всех слоев общества.

Существовало в городе и среднее специальное учебное учреждение – духовное училище, образованное в первой четверти XIX века. Характерной чертой горожан была забота о своих храмах: люди зажиточные и не очень не жалели средств на строительство, благоустройство и содержание храмов.

В Старом Осколе в XIX веке были распространены паломнические поездки по святым местам, в том числе и на Святую Гору. Так, первый русский игумен Свято-Пантелеимонова монастыря отец Макарий (в миру Михаил Иванович Сушкин) вспоминал, что он однажды по торговым делам (будучи купеческого рода) отправился в Старый Оскол и здесь встретил компанию купеческих сыновей, собиравшихся совершить паломническую поездку на Афон для поклонения святыням. Михаил Иванович упросил родителей разрешить и ему участвовать в поездке. Как оказалось, Михаил Иванович навсегда оставил родительский дом.

По-разному сложилась судьба оскольчан, принявших иноческих постриг, разное служение и послушание несли они в монастыре на Святой Горе.

Иеросхимонах Венедикт (в миру Василий Лукич Коренев, купец) поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь, был пострижен в схиму в возрасте 39 лет. На свои сбережения устроил богатый иконостас для соборного Пантелеимонова храма. Не прерывал связи с родным городом и вел переписку со своими близкими из Старого Оскола. Преставился в возрасте 58 лет.

О иеромонахе Анатолии (в миру Александре Дмитриевиче Дурневе, купеческом сыне) сохранилась в монастырских документах такая запись: «Он большой постник, прост как дитя и ко всем любезен. Он прекрасный чтец, певец, писарь и часто служит литургию». Иеромонах Анатолий умер в 1888 году от чахотки.

Иеросхимонах Флавиан (в миру Василий Дорофеевич Гонский, мещанин) нес послушание в фотомастерской. Схимонах Иоанникий (в миру Иван Алексеевич Никитин, мещанин) нес послушание на монастырской кухне. Схимонах Галактион (в миру Григорий Степанович Заболотный-Чумаков, крестьянин из Старого Оскола) жил в уединении, держал пасеку до 100 ульев, обеспечивая медом всю монастырскую братию.

Иеросхимонах Макарий (в миру Максим Ермилович Семыкин, купец) несколько лет нес послушание в России, прибыл на Афон в 1838 году. По его ходатайству устроена на Крумичной пристани гостиница с церковью св. Петра, митрополита Московского, св. Тихона, епископа Задонского.

Иеросхимонах Иероним

03_35490wrwer3_ghr65Совершенно особое место в истории монастыря занимает староосколец, прославившийся как ктитор – возобновитель и строитель Пантелеимонова монастыря, известный многими благодатными дарованиями прозорливый старец-духовник иеросхимонах Иероним.

Иеросхимонах Иероним (в миру Иван Павлович Соломенцов) родился в Старом Осколе в 1806 году в купеческой семье. Крещен был в Казанско-Николаевской церкви. С раннего детства прислуживал за богослужениями в храме, пел на клиросе. Духовные дарования его проявились очень рано, так что его даже называли юношей-старцем. Оставив родительский дом в 25-летнем возрасте и пожив несколько лет в российских монастырях, он отправился в далекий путь, привлеченный рассказами об особо благодатном и святом месте – Афонской Горе.

На Афон он прибыл в 1836 году в числе первых русских паломников, попавших на Святую Гору после столетнего перерыва, связанного с постоянными русско-турецкими войнами. Здесь он обрел то, о чем мечтал с раннего детства. Вскоре Иван Павлович был пострижен в мантию с именем Иоанникий.

В начале XIX века монастырь святого Пантелеимона испытывал такой упадок, что святогорское монашеское соборное управление хотело продать его за долги. Маленькое греческое братство, среди которого не было ни одного русского монаха, во главе с пожилым игуменом Герасимом терпело бедствия, голод, насмешки афонцев за то, что несколько лет подряд не могли отпраздновать свой главный праздник, день памяти святого великомученика Пантелеимона. Утешали себя пантелеимоновские греки известным святогорским пророчеством: «Бог не оставит сию обитель, но воздвигнет такого мужа, который ее возродит». Этим долгожданным мужем и стал русский монах Иоанникий.

После многочисленных просьб пантелеимоновских греков о помощи в восстановлении монастыря Иоанникий был рукоположен во священный сан, пострижен в великую схиму с именем Иероним и назначен духовником обители. После кончины в 1846 году общего духовника русских на Афоне старца иеросхимонаха Арсения отец Иероним стал преемником его по духовному влиянию на Святой Горе между русскими, и не только между ними, но даже среди греков, болгар, сербов. Отец Иероним не искал этого влияния, это было естественным плодом его подвижнической жизни, сердечного участия ко всякому нуждающемуся.

Почти полвека прожил он в Русике в неустанных трудах. Иеросхимонах Иероним, став первым помощником греку-игумену, так мудро повел монастырские дела, что постепенно нашел средства выплатить огромные долги обители, полностью восстановить и отстроить ее жилые и хозяйственные корпуса, благоукрасить храмы. Насельников в монастыре становилось все больше и больше, и в конце жизни отца Иеронима в обители собралось до 1000 человек.

Ближайшим учеником и последователем старца стал первый русский игумен монастыря схиархимандрит Макарий (Сушкин) (игуменом стал в 1875 году). Никогда ранее и никогда позднее Свято-Пантелеимонов монастырь не достигал такого великолепия и расцвета, как во время деятельности игумена Макария и духовника Иеронима.
Профессор Киевской духовной академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский, издавший в 1895 году книгу о русских на Афоне, писал: «Вся деятельность отца Макария прошла под сильным влиянием отца Иеронима, который был советником и руководителем игумена. Деятельность эта так сливается с деятельностью отца Иеронима, что трудно указать, что принадлежит одному и где начинается деятельность другого. Эти две великие личности афонского иночества, совершенно несходные по характеру, в жизни и деятельности были так единодушны и согласны, как бы у них была одна душа и одно сердце…».

Господь дал отцу Иерониму долгую, плодотворную жизнь на благо Русской обители, всего афонского иночества и многих православных за пределами Святой Горы. Великий старец преставился в 1885 году.

Всю свою жизнь отец Иероним поддерживал связь со Старым Осколом. Со многими земляками он вел переписку. Бесценным даром стал переданный в Казанско-Николаевскую церковь ковчег с двумя крестами. В одном находилась частица мощей св. великомученика и целителя Пантелеимона, во втором – частица Святого Животворящего Древа Креста Господня. Святыня была утрачена после закрытия храма.

Старец Иероним является одним из самых почитаемых в обители русских святогорских подвижников и наставников. Память о нем бережно и благоговейно передается здесь от поколения к поколению.

Твердыней православия, оплотом православной веры называют Афон, и это не преувеличение. Богатства Святой Горы – это богатство духа и святынь, древних храмов и книгохранилищ, чистых сердцем и помыслами праведников, старцев и схимников, отшельников и тружеников, среди которых были и наши соотечественники и земляки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

87 − = 80