Старинный церковный обычай
Писатель и краевед монах Илия (Каунников) продолжает знакомить читателей «Православного Осколья» с историями старины глубокой. Изучая архивные выпуски «Курских епархиальных ведомостей», он обнаружил в № 12 за 1900 год замечательную статью за авторством А. Танкова, посвященную празднованию Вербного воскресенья в Белгороде. Отец Илия отредактировал текст с учетом современных правил орфографии и пунктуации. Приводим подготовленный текст в нашем издании.
Как известно из истории, в Древней Руси, до времени Петра Великого, существовал церковный обычай «шествия на осляти» в день Вербного воскресенья. Подробный обычай исполнялся не только в Москве, но и в других городах Московского царства, где имели пребывание архиереи. В 1678 году обычай «шествия на осляти» был отменен. Нужно сказать, что в XVII веке названное нами шествие совершалось в Белгороде имевшими там кафедру митрополитами и епископами. Когда же на общем основании шествие вышло из употребления, после него сохранился крестный ход изо всех белгородских церквей в кафедральный Троицкий собор накануне Вербного воскресенья перед вечерней, отправлявшийся и в начале XIX века.
Крестный ход из церквей направлялся к месту, находившемуся недалеко от Троицкого собора; из собора же выходил встречный крестный ход с архиереем во главе. Во время хода несли икону, изображавшую вход Господень в Иерусалим. На заранее назначенном месте крестные ходы встречались, и здесь совершался молебен архиерейским служением перед упомянутой иконой. Затем торжественно под открытым небом архиерей и священники раздавали собравшемуся на площади народу вербы, и при пении архиерейского хора вся процессия вступала в соборный храм. Все, начиная от Преосвященного и кончая богомольцами, высоко держали в руках вербы, а хор неоднократно восклицал: «Осанна! Благословен грядый во Имя Господне!»
Когда участвующие в ходу вступали в собор, начиналось торжественное богослужение.
После оставления обряда «шествия на осляти» особый крестный ход с иконой входа Господня в Иерусалим продолжал свое существование 135 лет. В 1823 году, как раз перед Вербным воскресеньем, именно в начале апреля (а Вербное воскресенье в указанный год приходилось на 16 апреля), тогдашний епископ Курский Владимир возбудил вопрос об отмене описанного нами крестного хода. Что побудило его к этому – собственное ли убеждение, или встретившиеся какие-либо затруднения, или, наконец, постороннее влияние – сказать затруднительно. Но, как бы то ни было, Преосвященный Владимир сделал духовной консистории предложение, чтобы она предоставила ему свои соображения о «вербном» крестном ходе.
Консистория 5 апреля составила доклад, в котором было сказано: «Консистории известно, что помянутый крестный ход накануне Недели Ваий бывает здесь издавна; но с какого точно времени и по какому случаю – неизвестно.
Из книги Николая Новикова, напечатанной под названием “Древняя Российская Вивлиофика”, видно, что в 1678 году Иоаким, патриарх Московский, собором рассуждая о бываемом в день цветоносия ходе и еждении (езде) на осляти в Москве и иных городах, и не находя ни устава церковного, ни предания, и признавая неприличным еждение на осляти, установил упразднить ход сей со следующим исключением: “Аще молва негде быти чается, или благоговейные люди за теплую любовь славы Христовы, настоятельные желания того действия по введенному обычаю, то их благочестию снисхождение делающе, соизволяем, да только по уготованному месту архиерей, иерей и диаконы и со всем клиром по обычаю пришедше, и там уготованному сущу образу въехания Господня молебная певше, и ваия святивше и раздавше народу, вземше же образ въехания Господня руками, сей несут, сами пеше идуще, пению обычному от песнопевцев совершающуся”».
Сделав эту «выметку» из «Древней Российской Вивлиофики», консистория нашла свой доклад завершенным. На докладе подписались: архимандрит Николаевский Иоасаф, ректор протоиерей Иоанн Савченков, ключарь протоиерей Димитрий Красницкий, протоиерей Афанасий Попов, священник Павел Братчиков и секретарь Иван Григоров.
7 апреля Преосвященный Владимир рассмотрел консисторский доклад и положил на нем такую резолюцию: «Когда нет основания делать сей ход, а паче из городских церквей, и притом накануне Недели Ваий, то и отменить его в сем виде, а вместо того, по примеру Московского Успенского и Новгородского Софийского соборов, отправлять его перед самой Литургией в саму Неделю Ваий из нашей крестовой Антониевой церкви архиерейским служением, с духовенством одного кафедрального собора и архиерейского дома, по чиноположению. А для раздачи духовенству и всему народу ваий приуготовлять оные в соборной ограде, о чем дать знать и собору, и домоуправлению, и всему здешнему городскому духовенству».
В 1823 году эта резолюция получила свое осуществление. Впоследствии крестный ход из Антониевой церкви в соборную был оставлен. Таким образом, в Белгороде старинный обычай относительно Вербного воскресенья прошел три стадии существования: 1) шествие на осляти, причем коня, на котором восседал архиерей, вел белгородский воевода;
2) торжественный крестный ход из соборной и других белгородских церквей к назначенному месту на площади, а оттуда в собор, причем шествовала уже несомая архиереем икона входа Господня в Иерусалим; 3) небольшой крестный ход в церковной ограде собора, однако же с той особенностью, что богомольцы получали вербы не в церкви, как теперь, а под открытым небом, на церковном дворе, откуда с ветвями при пении хора вступали в соборную церковь.
Найдя в церковных архивах некоторые сведения о старинном церковном обычае, бывшем в Белгороде, и заинтересовавшись им, мы сочли своим долгом передать эти сведения читателям.