Старая добрая Англия, или Мог ли Робин Гуд быть православным?

Статья первая. О святых, «благородном разбойнике»
и легендах Merrie England*

Собор святых Британии
Собор Британских и Ирландских святых

Кажется, что современный русский человек достаточно много знает об Англии. Популярные певцы постоянно поют песенки о Лондоне. Российские олигархи покупают британские футбольные команды, яхты и фирмы. Имя же и облик легендарного средневекового героя – Робина Гуда не сходят со страниц книг и киноэкранов. Скажем честно, что Робину повезло гораздо меньше, чем иным литературным или реальным персонажам, привязанным к английской литературе и истории. Из него в массовой культуре сделали уже и брутального ловеласа (вкупе с наследным принцем), и обыкновенного бандита (что-то вроде американского гангстера), и гомосексуалиста (ага, попробовал бы содомит примкнуть в Шервуде к «вольным стрелкам», даже и не представляю, что бы они с ним сделали!), и эльфа, и мультипликационного смурфика, и прочее, прочее, прочее.
Советскому и российскому читателю и киноману Робин Гуд в основном был известен по романам Вальтера Скотта и Александра Дюма, по прекрасной книге М.А. Гершензона для детей, а также по фильмам «Стрелы Робин Гуда» и «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».
Ученые до сих пор спорят, кто же послужил прообразом Робина Гуда. Но почему-то предпочтение отдается более поздним версиям существования в сем мире «благородного разбойника», редко даты жизни привязываются к XI-XII векам. Почему же? Ведь целый ряд косвенных доказательств позволяет соотнести время деятельности Робина из Локсли с периодом нормандского завоевания Англии, то есть к первым десятилетиям после 1066 г. Впрочем, здесь чувствуется некий и пропагандистский дух, так как тогда придется признать, что «славный парень Робин Гуд» являлся и православным Робином Гудом, вставшим на защиту не только угнетенных англосаксов, но и Английской Церкви, которая была… Православной!

Терновник из Гластонбери и Крещение Англии

Иосиф Аримафейский
Праведный Иосиф Аримафейский

По преданиям, христианство на территории Британии распространилось не позднее, чем в эпоху святых апостолов. Холм в Гластонбери (на юго-западе Англии) – это священное место, где праведный Иосиф Аримафейский (ок. 63 г. по Р. Х.), проповедовавший язычникам, воткнул свой посох в землю, и из него произрос терновник (воочию подтвердивший мятежной толпе Истину Господа нашего Иисуса Христа). Терновник сей всегда имел обыкновение расцветать два раза в год, причем его зимнее цветение происходит к 7 января по новому стилю, то есть к Рождеству Христову, отмечаемому православными христианами. Терновник точно так же, как и схождение Благодатного Огня на Гроб Господень, свидетельствует о верности православного вероучения.
С Гластонбери связаны и сказания о легендарном короле Артуре. Сейчас Круглый стол и его рыцари считаются чуть ли не язычниками. Но рыцари ведь одним из главных дел своих считали поиски Чаши Грааля, привезенной именно Иосифом Аримафейским. И сами сказания о короле Артуре возникли не на пустой почве.
В V веке Римская империя уходит из Британии. Рим уже не мог защищать отдаленные провинции и сам пал под натиском варваров. Романизированные бритты-христиане и остатки переселенцев из империи вынуждены были сами давать отпор язычникам – англам и саксам, вторгшимся на острова и сразу же покорившим большие территории. И в начале VI в. Амвросий Аврелиан – выходец из знатной римской семьи (по примеру иных представителей знати, не бежавший на континент вслед уходившим римским войскам) организовал сопротивление захватчикам. Сподвижником Амвросия являлся полководец Ненний Арториус. В 516 г. в Дорсетшире, в сражении при Бэддон Хилле, Ненний Арториус разбил язычников-саксов и остановил их захваты земель. Амвросий Аврелиан и Ненний Арториус (скорее всего, ставший правителем после смерти первого) были христианами. В цикле легенд о Круглом столе именно Арториуса обозначили как короля Артура.
В Англии бытовала традиция, в соответствии с коей короля Артура и Гвиневеру похоронили на холме Гластонбери. В XII веке монахи-бенедиктинцы случайно нашли могилу с захоронением мужчины и женщины в указанном месте.
Терновник неоднократно старались истребить. Английские протестанты во время Реформации повалили дерево и уничтожили могилу православного короля. Но терновник вырос заново.
И уже в 2010 г. сатанисты опять срубили терновник. Однако уцелело дерево-отросток – наследник погибшего святого растения. Впрочем, такую беду можно было бы и предусмотреть, и предупредить. Почти рядом с развалинами монастыря в Гластонбери ежегодно происходит рок-фестиваль, где собирается публика, недоброжелательно настроенная к Православию. Но полиция и не думала охранять терновник, постоянно заявляя, что он не принадлежит к «культурному достоянию Великобритании».

Православные святые Британии

Христианство в Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльсе породило сонм святых, которые принадлежали к разным народам. Среди них есть и римляне, и бритты, и пикты, и скотты, и англы, и саксы, и датчане и т. д. Язычники, приходившие на английскую землю как покорители, сами завоевывались христианством…
21.08.2007 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял важное решение: «Благословить празднование Собора святых, в Земле Британской и Ирландской просиявших, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице». А «…о включении в месяцеслов Русской Православной Церкви имен древних святых неразделенной Церкви, просиявших в Земле Британской и Ирландской, иметь суждение после получения полных агиографических и исторических материалов, касающихся их христианского подвига, времени и обстоятельств прославления и почитания».
На иконе Собора Британских и Ирландских святых, чтимой в Сурожской епархии Русской Православной Церкви, присутствуют такие подлинные светочи христианства, как первомч. Британский Албан Веруламский († 305, память 22 июня), свт. Ниниан Уитхорнский († 432, память 16 сентября), свт. Патрик Ирландский († 461, память 17 марта) и десятки других святых.
О многих из этих святых очень хорошо рассказывает протоиерей Андрей (Эндрю) Филиппс в своих книгах и статьях. Перед нами встают наяву и Албан Веруламский, смело исповедовавший Господа в годы гонений на христиан в Римской империи; и Патрик Ирландский – выдающийся проповедник и просветитель; и Гутлак Кроулэндский, последователь святых отцов из Православного Египта; и король Эдмунд, умученный язычниками за веру; и архиепископ Феодор Тарсийский, известный своим благочестием и образованностью, устроением монастырей и школ…
В Англии, Уэльсе, Ирландии и Шотландии среди святых встречается гораздо больше женщин, чем в Западной Европе того времени. А чтили их англичане почти так же, как и мы матушку Матрону Московскую и блаженную Ксению Петербуржскую.
Английские короли неизменно помнили, что именно в Йорке произошло провозглашение римским императором Константина Великого, а среди православного населения постоянно ходила легенда о британском происхождении его матери – святой Елены. Святители и благочестивые правители заботились о Православной Англии и духовном возрастании народа.
Но все закончилось в 1066 году…

*Merrie England – «Веселая Англия». В Средневековье понималась не как Буйная или Пьяная, или Карнавальная Англия, или Праздничная Англия, но Англия, веселящаяся в Духе. Не отсюда ли произрастают корни идеи английского писателя XX века К.С. Льюиса о христианстве – религии Радости? Филолог Льюис великолепно знал старинную английскую литературу и историю своей страны.

Александр Гончаров, к.ф.н.,
ст. преподаватель кафедры журналистики СОФ ВГУ

Статья вторая повествует о «крестовом походе» Вильгельма Бастарда в православную Англию, о лидере народного сопротивления Хереварде, прообразе Робина Гуда, и об английских корнях великих русских князей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − = 9

АРХИВ ГАЗЕТЫ