Спокойствие, только спокойствие!

Конфликт. Изображение с сайта planfit.ru

Советы психолога по решению конфликтов родителей и детей 

1 июня мы отметили День защиты детей. Название этой памятной даты говорит само за себя: наших чад нужно ограждать и оберегать от всех внешних и неурядиц, и конфликтов. Однако нередко сами дети провоцируют конфликтные ситуации. Тогда родители оказываются в затруднительном положении: взрослых тоже могут захлестывать эмоции, да и потакать откровенно неправильному поведению собственных чад не хочется, а спокойно переубедить упрямого ребенка бывает ой как непросто… Как же наладить мир в семье и при этом сохранить доверительные отношения с детьми?

Приведем несколько советов, которые, надеемся, помогут сгладить конфликтные ситуации.

Picture background
Малыши дерутся. Изображение с сайта carposting.ru

  Возраст: дети от 2 до 5 лет

  • Игнорируйте неправильное поведение

Техника игнорирования может быть очень эффективной. Главное, выполнять ее правильно. Вот несколько условий, о которых необходимо помнить. Никак не реагируйте на ребенка – не кричите, не смотрите на него, не разговаривайте с ним. Внимательно следите за ребенком, но спокойно занимайтесь своими делами. Полностью игнорируйте ребенка до тех пор, пока он не перестанет вести себя плохо. Это может длиться и 5, и 25 минут, так что наберитесь терпения. Остальные члены семьи, находящиеся в одной комнате с вами, также должны игнорировать ребенка. Как только ребенок перестанет себя неправильно вести, вы должны похвалить его. Например, можно сказать: «Я так рада, что ты перестал кричать. Мне не нравится, когда ты так кричишь, у меня от этого болят ушки». Техника игнорирования требует терпения, а главное, не забывайте, вы игнорируете не ребенка, а его поведение.

  • Уходите

Дети любого возраста могут довести мам и пап до такого состояния, что родители теряют над собой контроль. Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой, вам нужно время, чтобы прийти в себя. Дайте возможность и себе, и ребенку успокоиться.

  • Используйте отвлекающий маневр

Лучше всего этот способ срабатывает до того, как ребенок раскапризничается так, что вам до него будет уже не достучаться. Малыша отвлечь очень легко, например, игрушкой или другим желанным для него предметом. Но как только дети подрастут (после 3 лет), вам понадобится более творческий подход, чтобы сосредоточить их внимание на чем-то совершенно отличающемся от предмета ссоры.

  • Смена обстановки

Хорошо просто физически исключить ребенка из тяжелой ситуации: отвести в другое место, предложить прогулку и т. п.  Смена обстановки часто позволяет и детям, и родителям перестать чувствовать себя в тупике. Такую миссию следует возложить на себя родителю, который в данный конкретный момент проявляет большую жизнерадостность и гибкость.

  • Используйте замену

Если ребенок делает не то, что требуется, займите его тем делом, которое необходимо. Детей необходимо учить тому, как, где и когда правильно себя вести. Ребенку недостаточно сказать: «Так делать не следует». Ему надо объяснить, как поступать в таком случае, то есть показать альтернативу. Ваше умение быстро найти замену нежелательному поведению ребенка может уберечь от многих проблем. 

Ребенок думает. Изображение с сайта insoz.ru

Если Вашему ребенку от 5 до 7 лет:

  • Находите плюсы

Никто не любит, когда его критикуют. Дети, когда их критикуют, чувствуют раздражение и обиду. Смягчите свою критику, и ребенок легче воспримет ее. Я рекомендую «подсластить» неприятные слова небольшой похвалой. Например: «У тебя чудесный голос, но за обедом петь нельзя».

  • Предложите выбор

Предоставлять ребенку выбирать самому очень полезно, – это заставляет его думать самостоятельно. Возможность принимать решения способствует развитию здорового ощущения собственной значимости и повышению самооценки ребенка. Родители при этом, с одной стороны, удовлетворяют потребность отпрыска в независимости, а с другой – сохраняют контроль над его поведением. Например, предложите: «Ты вынесешь мусор или помоешь посуду?»

Picture background
Родители дети. Изображение с сайта kids-mba.ru

Если ребенку от 6 до 11 лет:

  • Гипотетические ситуации

Используйте гипотетические ситуации, касающиеся другого ребенка, чтобы решить проблемы вашего. Когда вы пробуете прибегать к воображаемым примерам, ни в коем случае не заканчивайте разговор вопросом, возвращающим к «реальности». Это немедленно уничтожит все добрые чувства и сотрет ценное послание, которое вы так старались до него донести.

  • Не забывайте про чувство юмора

Юмор – это прекрасный способ снять напряжение, как физическое, так и умственное, помогающий справляться с самыми сложными ситуациями. Используйте свою фантазию и актерские способности. Не допускайте сарказма или злых шуток.

  • Учите на личном примере.
  • Все по порядку

Сначала расставьте приоритеты, а затем начинайте действовать. Если вы хотите многое изменить в поведении ребенка, как следует обдумайте все свои замечания. Спросите себя, какие из них наиболее значимы и с чем необходимо бороться в первую очередь.

  • «Нет» значит нет

Отказ «нет» следует произносить твердо и четко. Один раз сказали «нет», объяснили причину отказа и больше не нужно вступать ни в какие дискуссии. Дальнейшие попытки ребенка изменить ваше решение можно игнорировать, либо в ответ на них спокойным голосом повторять эти простые слова до тех пор, пока ребенок не будет готов смириться.

  • Разговаривайте с ребенком спокойно

Самый важный совет: разговаривайте с ребенком так, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами. Не кричите, не унижайте и не обзывайте ребенка. Постарайтесь также начинать все предложения не с «ты», а с «я». Попробуйте дать ребенку понять, что вас его поведение расстраивает.

Стена. Изображение с сайта culture.ru

Возраст: дети от 6 до 13 лет

  • Учитесь слушать

Если ваш ребенок достаточно взрослый, чтобы разговаривать о своем неправильном поведении, постарайтесь его выслушать. Попытайтесь понять, что он чувствует. Присядьте рядом с ребенком, чтобы быть с ним на одном уровне. Посмотрите ему в глаза. Не перебивайте ребенка, пока он говорит. Дайте ему возможность высказаться, поведать вам о своих чувствах. Вы можете одобрять их или нет, но помните, что ребенок имеет право воспринимать все так, как он хочет. К чувствам у вас претензий нет. Неправильным может быть только поведение – то есть то, как ребенок выражает эти чувства. Внимательно слушая свое чадо, попытайтесь понять, не кроется ли за его неправильным поведением что-то более серьезное.

  • Заключите соглашение

Ребенок лучше запомнит правила поведения, записанные на бумаге. Во-первых, запишите очень четко и понятно, что ребенок должен делать и что ему делать не разрешается. Во-вторых, опишите метод проверки выполнения условий соглашения. В-третьих, укажите, какое наказание грозит ребенку в случае нарушения правила. В-четвертых, предложите ребенку награду за примерное поведение. Эффективность такого соглашения заключается в том, что оно заставляет вас продумывать стратегию решения проблемы. На случай непослушания у вас будет уже готовая, заранее разработанная схема действий.

Л. Н. Водопьянова, педагог-психолог ГБУ«Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-спортивной направленности «Старт»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

62 − 57 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ