СПАСительные традиции

Священник Иоанн Дворядкин

Август богат на праздники. Некоторые из них приобрели общекультурный характер и знакомы даже людям, далеким от Церкви. В первую очередь это относится к так называемым «Спасам» – медовому, яблочному и ореховому. Но дело в том, что на самом деле в церковном календаре таких праздников нет! Какие реальные события скрыты за этими названиями? Как они связаны с Успенским постом? Как правильно провести это время верующим? Ищем ответы в беседе с клириком храма преподобного Сергия Радонежского иереем Иоанном Дворядкиным.

Отец Иоанн, Успенский пост богат праздниками. Многим известный – это Спас. Что такое Спас и почему он так называется?

– В августе мы празднуем три Спаса. Эти праздники так или иначе связаны с именем Господа. «Спас» – сокращенное название от слова Спаситель. Все три Спаса связаны с праздниками: Изнесения Древ Животворящего Креста, Преображения Господня и перенесения Нерукотворного образа Спасителя в Константинополь. Обычно к ним приурочено освящение плодов. Прежде всего это связано с той земледельческой культурой, которая лежала в основе жизни наших предков. Люди жили от урожая до урожая, поэтому любые плоды с благодарностью должны были посвящаться Богу. Выбирались дни, которые календарно подходили под время сбора урожая тех или иных плодов.

– Преображение Господне окутано множеством стереотипов и мифов. Например, говорят, что нельзя есть яблоки до праздника. Это безобидный народный обычай или грех?

– Про яблоки ничего не сказано в Типиконе, но там есть упоминание о винограде. Не вкушать яблоки до Преображения – это исключительно русская традиция. Это связано с тем, что у нас не везде растет виноград.  Для нас эта уставная особенность была бы не актуальна, если бы мы придерживались ее в таком виде, в каком она описана изначально.

Назвать вкушение яблок грехом нельзя, потому что грех – это все то, что уводит нас от Христа. Это просто такая духовная практика, которая нужна исключительно нам – как и любой пост, который ограничивает нас в еде и развлечениях. Все это — «духовные инструменты», которые нужны нам, чтобы учиться воздержанию и умению переносить внешние формы воздержания на свою духовную жизнь.

(Я уже сказал о традиции приурочивать праздники к сбору урожая). Она уже не может сохраняться в том ритме, в каком была изначально заложена, потому что мы не живем от урожая до урожая. Мы не привязаны к этому так сильно, как христиане других поколений. Сегодня мы приходим в магазин, и там есть яблоки и виноград в любое время года. Возникает вопрос: как эту традицию правильно соблюдать? Тем, у кого растет виноград, будет логично приносить плоды в храм на освящение. Те, кто покупает фрукты в магазинах, также могут приносить их на праздник. Но воздерживаться, как мне кажется, стоит от вкушения одной из этих культур – можно выбрать один из фруктов и целенаправленно, осмысленно это сделать.

Почему все-таки Устав предполагает ограничение в употреблении плодов винограда? Во-первых, потому что сам Устав был составлен в тех краях, где виноград является основной культурой – там это актуально. Во-вторых, виноград напрямую связан с Евхаристией. Из него мы делаем вино. Освящая виноград на Преображение, мы этим действием как бы говорим: «Господи, благодарим Тебя, что дал нам в новом году возможность делать вино, для того чтобы совершать Твою Божественную Евхаристию». Глубочайший смысл заключается именно в этом. Мы понимаем, что еще один год мы сможем причащаться Святых Таин – это счастье для нас.

– Освящать плоды – это обязанность каждого христианина или добровольное дело?

– Это точно не обязанность, но благочестивая традиция, которая давно уже вошла в привычный уклад жизни христианина. Стоит ее придерживаться, если у нас есть возможность самостоятельно вырастить фрукты или купить их в магазине.

К тому же это хороший пример для наших детей. Когда семья идет вместе в храм на праздник – это повод объяснить детям, как мы должны ценить простые вещи, которые есть в нашей жизни. Вот лежит три яблочка на кухне, и мы порой не задумываемся, каким трудом они выращены и собраны. А ведь этих плодов могло и не быть на нашем столе, потому что, например, у нас могло не быть денег на покупку фруктов или выдалась плохая погода, из-за которой плоды не смогли вырасти.

Освящая яблоки, можно детям объяснить смысл наших действий: «Господь дал нам возможность вырастить фрукты или купить. Давай поблагодарим Бога за то, что Он нас не оставляет». Нужно немного снять пелену бытовой жизни с тех вещей, к которым мы очень привыкли.

– 14 августа начался Успенский пост. Многие считают, что он такой же строгий, как Великий. Так ли это на самом деле? Если да, то в чем заключается строгость?

– Внешняя строгость поста действительно соразмерна Великому в плане отказа от какой-то пищи. С другой стороны, Успенский пост не завязан на богослужении так сильно, как Великий. Великий пост является совершенно непохожим на другие именно тем, что меняется молитвенный строй церковной жизни – совершаем неповторимые богослужения, читаем особые молитвы и т. д. А по внешнему исполнению поста – Успенский действительно приравнивается к Великому.

– Считается, что после Успения Богородицы начинаются самые трудные в духовном плане дни, потому что Божия Матерь умерла. Как нужно верующим относиться к празднику?

– Успение Богородицы является не просто праздником, а уроком для всех нас: это событие учит нас, как нужно относиться к смерти. Даже само название праздника подчеркивает мимолетность смерти и возможность вечной жизни после нее. Смерть как сон, как небольшой порог, через который нужно будет переступить всем нам.

Все то, что мы делаем сейчас, и то, что будет после нашей кончины – это единая жизнь, единое отношение с Богом. Естественно, об этом важно думать постоянно, а не только в день праздника.

Духовное напряжение должно присутствовать постоянно в жизни христианина, вне зависимости от праздников, постов. Внешне духовные практики и «подвиги» могут меняться в зависимости от того, есть пост или нет. Во всем остальном внутреннее духовное напряжение должно сохраняться всегда.

При этом надо помнить, что духовная жизнь христианина в принципе развивается непланомерно: бывают кризисы – время сомнений, но также и дни вдохновения и духовного подъема. И это, как вы понимаете, связано не с церковным календарем, а с обстоятельствами жизни каждого конкретного человека.

– Какие семейные традиции есть у вас, касающиеся Яблочного Спаса, Преображения или Успенского поста?

– Мы не вкушаем виноград до Преображения, объясняя это желанием поблагодарить Бога за новые плоды и возможность причащаться. Посещаем богослужения, соблюдаем пост, в общем, все традиционно.

Беседовала Анастасия Грищук
Фото Андрея Болдырева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 4 = 4

АРХИВ ГАЗЕТЫ