Спасает всех нас Бог, и что будет с каждым из нас, ведомо лишь одному Ему

На вопросы отвечает настоятель храма апостола Иакова, брата Божия, в городе Губкине протоиерей Димитрий Карпенко. 

– Почему значительная часть православных воинственно настроена по отношению к католикам и протестантам? Каковы истоки такого отношения?

– Я бы не стал говорить о «значительной части» воинственно настроенных по отношению к западным христианам, но то, что это «определенная часть», – однозначно. В отношении самих католиков и протестантов любая воинственность вряд ли может быть оправданной, а то, что касается наших различий в вере, – это действительно требует разговора спокойного, вдумчивого и ответственного.

К сожалению, за годы разделения мы можем вспомнить немало эпизодов именно воинственности в наших взаимоотношениях, чему есть разные причины. Надеюсь, что эта эпоха уже прошла, впрочем, только от нас самих зависит, насколько это будет безвозвратно.

В этом столетии исполнится 1000 лет великому расколу, который произошел в 1054 году. За это время в наших взаимоотношениях с католиками было много различных периодов, но когда к вопросам вероучительного значения прибавляются еще личные обиды и неприязнь, которые за десять веков стали неотъемлемой частью нашего внутреннего устроения, сложно говорить о быстром преодолении этого разобщения. Отсюда и воинственность во взглядах. Повторюсь, я не считаю, что она доминирует, но и отрицать ее наличие тоже было бы неправильным.

– До середины XX века во взаимоотношениях между православием и католичеством ключевым оставалось понятие «ересь». И православные, и католики воспринимали друг друга как еретиков. Отказались ли мы сегодня от термина «ересь» по отношению к католикам и почему?

– В то же время само понятие «католическая ересь» так никогда и не было сформулировано однозначно соборами Православной Церкви. Это не говорит о том, что вопросы вероучительного характера не имеют значения, до сих пор самыми главными разделяющими нас вопросами остаются вопрос о роли и значении римского епископа, а также вопрос о включении Филиокве в Символ веры.

Святитель Григорий Палама, насколько известно, считая это прибавление к Символу изначально еретическим, все же был согласен с тем, что оно может быть оставлено, при условии православного понимания исхождения Святого Духа от Отца через Сына. В том смысле, как мы это делаем на день Пятидесятницы, когда в величании празднику поем: «Величаем Тя, Живодавче Христе и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси божественным учеником Твоим».

Сегодня, быть может, эти вопросы кажутся кому-то надуманными и несущественными, но это как в высшей математике, в которой разбираются единицы, но от одной цифры зависит участь многих.

– В документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», который был принят на Архиерейском Соборе 2000 года, сказано: «Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией». Так спасутся ли католики и возможно ли спасение вне Православной Церкви?

– Спасает всех нас Бог, и что будет с каждым из нас, ведомо лишь одному Ему. Благодать Божия, как и солнечный свет, посылается и добрым, и злым (Мф. 5:45), и суды Божии нам неведомы. Наша задача заключается в том, чтобы самим обрести спасение, и тогда, по милости Божией, какая-то часть спасется и рядом с нами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 13 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ