Современное образование – забытые православные традиции

01_rewkk44Каждый учебный день в Православной гимназии начинается с общей молитвы. Трогательно звучат детские слова, обращенные ко Господу: «…чтобы мы, слушая преподаваемое нам учение, возросли Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу». В этой краткой молитве заключена целая система воспитания, которую сегодня по-светски именуют духовно-нравственной. Спустя годы забвения эта система, наконец, вернулась в школьную практику в виде новых федеральных стандартов образования.
– Когда в 2011 году эти стандарты вступили в силу, мы с удивлением обнаружили, что наша программа образования им полностью соответствует, – говорит директор гимназии Елена Ивановна Гринева.
Своим опытом коллектив гимназии решил поделиться с коллегами из других школ города, которые только начинают осваивать ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты). Так, в минувшую пятницу прошел семинар для учителей начальных классов, посвященный «формированию личностных универсальных учебных действий у младших школьников». За сложными канцелярскими формулировками на самом деле скрываются главнейшие педагогические задачи: научить ребенка различать добро и зло, объяснить его место в мире и помочь сориентироваться в будущем. И действительно, этим задачам христианская концепция воспитания соответствует как ни одна другая учебная программа.
Конечно, от педагогов обычных муниципальных школ сегодня никто не требует вводить преподавание Закона Божия. Но невозможно воспитать человека, «прекрасного и душой, и мыслями», без опоры на традиционные ценности – любовь, милосердие, целомудрие. Сделать это, по словам учителей Православной гимназии, не так уж и сложно. Чтобы гости сами в этом убедились, учителя предложили им побывать на занятиях.
Первыми встретили гостей ученики 3-го класса. Они поделились с педагогами своими познаниями в английском языке. Правда, вместо привычных для новичков названий предметов мебели и гардероба мальчишки и девчонки под руководством Елены Владимировны Сорокина решили выучить названия церковной утвари и богослужебных книг. Больше всего удивила гостей молитва на английском, с которой начался урок.
– Мы стараемся учить самые нужные слова, – объяснила Елена Владимировна. – Православным гораздо важнее знать слова молитвы, чем названия предметов обихода. Не думайте, что программа урезана, и ребята с трудом смогут говорить по-английски. Думаю, скорее наоборот – они быстрее найдут общий язык с христианами всего мира.
Следующей удивлять выпала очередь учителю начальных классов Светлане Александровне Епифановой. Она устроила настоящий мастер-класс для детей и педагогов по составлению родословного древа. Живо, громко, шумно и невероятно интересно прошел ее урок «Окружающий мир» у второклассников. Ребята подготовили целые проекты о своих семьях – кстати, большинство из которых многодетные. Мальчишки с упоением рассказывали о своих героических предках, о золоченых дедушкиных медалях и красивых военных мундирах старших братьев. Девочки вздыхали о старинных нарядах бабушек, вспоминали семейные традиции и мечтали научиться готовить такие же вкусные пироги, как у тети. Гости гимназии – участники семинара старались не отставать от малышей: вместе со школьниками они пытались нарисовать свое генеалогическое древо.
Учителя так увлеклись, что не заметили, как прозвенел звонок, и вновь настало время удивляться. Ученики 4-го класса пригласили педагогов на блины. Веселые посиделки устроили в гимназическом музее «Русская изба». Ребята рассказали гостям о том, как Масленицу отмечают православные.
Из старинного русского терема участники семинара попали в царские палаты: самые младшие воспитанники гимназии показали педагогам сказочную постановку о том, как царь наследника выбирал. Артисты-первоклассники так вжились в образы своих героев – юных царевичей и их суженых, что зрители не хотели отпускать их со сцены. Добрый спектакль о семье, любви и вере стал завершающей нотой в практической части семинара.
После уроков в начальных классах педагогов ждал серьезный разговор с духовным наставником Православной гимназии протоиереем Сергием Шумских.
– Большую роль в том, что в гимназии сложилась такая теплая семейная атмосфера, сыграл тот факт, что половина учащихся у нас – дети из многодетных семей, – отметил батюшка. – Именно семья – традиционная, русская, православная – остается последним оплотом нормального духовного воспитания личности. К сожалению, статистика говорит нам о том, что таких семей остается все меньше. Поэтому сегодня задача педагогов – объяснить детям, что семья – их главное сокровище, и относиться к нему нужно очень бережно.
Слова отца Сергия поддержала директор гимназии Елена Ивановна Гринева:
– В гимназии, как в большой многодетной семье, педагоги, дети и их родители не расстаются даже после уроков: в воскресные и праздничные дни, в горестях и в радости они все собираются под сводами храма, чтобы вместе сотворить общую молитву. Такая семейственность помогает сберечь наших детей от многих жизненных неурядиц.
В завершение встречи отец Сергий посоветовал учителям почаще обращаться к Евангелию – именно в этой сокровищнице мысли найдут они помощь в воспитании и обучении детей.

Юлия Кривоченко

Видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − = 8