Соломон, царь Израильский

Царь Соломон строит Храм. Гравер Ю. Ш. фон Карольсфельд, 1852 год

Истории, покрытые тайной, и всевозможные легенды всегда будут привлекать умы человечества. Первоисточником многих мифов и легенд является Библия.  Персонажи этой величайшей книги человечества нередко становились героями новых историй, которые не входят в текст Священного Писания, но были рождены богатой фантазией его читателей. Имя царя Соломона в этом случае, пожалуй, лидирует по числу упоминаний во всевозможных присказках и небылицах.

Его удивительная мудрость и безграничное богатство восхищали не только современников. Его образ нашел отражение в живописи, музыке и литературе разных времен – от Ренессанса до наших дней. Тексты Ветхого Завета, создание которых приписывают этому израильскому царю (Книга Притчей Соломоновых, Екклесиаст, Песнь песней, Книга Премудрости Соломона), нередко привлекали и мужей ученых – философов и мыслителей (так, у Н. К. Рериха целая книга посвящена этому персонажу Библии).

Так кто же такой царь Соломон? Что значит его многоликая фигура для Церкви? Является ли он святым? Что необходимо знать нам, православным христианам, о его жизни, чтобы понять его труды? На эти и другие вопросы мы постараемся дать ответы в этой статье.

Чтобы легче понять, что за человек предстоит перед нашим взором, посмотрим на него под призмой исторического и богословского контекста.

Богослов, профессор кафедры библейской истории, Я. А. Богородский в своем грандиозном труде «Еврейские цари» дает следующую характеристику: «Он был умерен как в грехе, так и в благочестии. Он не мог позволить себе крайности вроде истории Давида с Вирсавией, но и не стал бы плясать перед ковчегом, как Давид к соблазну Мелхолы, и не привел бы ничем подобным в стыд людей, холодных к религии. Таков был Соломон, третий царь еврейский. Его личность поражала величием, назидала, и только. Его славные дела и широкие замыслы заставляют удивляться, но не преклоняться; его падение возбуждает более недоумение, чем сострадание, и только его мудрость и покаяние возбуждают благоговение, хотя и не умиление».

Кому-то может показаться, что это всего лишь частное мнение одного исследователя, слишком критическое и предвзятое. Тогда обратимся к еще одному источнику – более авторитетному: «Соломо́н чу́дный, и благода́ти прему́дрости испо́лненный, сей лука́вое иногда́ пред Бо́гом сотвори́в, отступи́ от Него́, ему́же ты прокля́тым твои́м житие́м, душе́, уподо́билася еси. Сластьми́ влеко́мь страсте́й свои́х оскверня́шеся, увы́ мне, рачи́тель прему́дрости, рачи́тель блу́дных жен, и стра́нен от Бо́га, его́же ты подража́ла еси́ умо́м, о душе́, сладостра́стьми скве́рными».  Эти строки принадлежат известному автору покаянного канона, Андрею Критскому.

Соломоново решение. Гравер Ю. Ш. фон Карольсфельд, 1852 год

Поэтому у нас есть полное основание говорить о том, что, несмотря на величие, мудрость и богатство, не все так радужно было у Соломона. Эти выводы также подтверждает одно важное обстоятельство, которое указано в Писании: Бог обещал даровать Соломону мудрость (3 Цар. 3:28; 4:29), но не святость и не место по  правую руку от Себя. 

Огромное количество жен и наложниц (3 Цар. 11:3) определяло не только состоятельность царя, но и являлось одним из методов успешного ведения внешней политики. Заключая браки и семейные союзы с иными народами и государствами, Соломон заручался их поддержкой и обеспечивал безопасность своего Израильского царства. Во многом, именно многоженство способствовало выполнению плана строительства Иерусалимского храма, который надеялся возвести еще его отец – царь Давид.

Обратной стороной этой медали являлось высокое налогообложение народа, которое ввел Соломон. Евреи тяготились данной ношей (3 Цар. 12:4) и не смогли облегчить это бремя даже во времена царствования его сына Ровоама (3 Цар. 12:14).

Но самой большей проблемой стало внутреннее разложение Соломоновой души, на что указывает преподобный Андрей Критский, говоря: «Сластьми́ влеко́мь страсте́й свои́х оскверня́шеся». Опыт Церкви ярко свидетельствует о том, что «худые сообщества  развращают  добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Именно влияние некоторых жен-язычниц подставило под удар целостность души израильского правителя. Он нарушил обещание, данное Господу еще при строительстве Храма, не следовать иным богам (3 Цар. 6:12), и стал поклоняться идолам.

Соломон поклоняется идолам. Гравер Ю. Ш. фон Карольсфельд, 1852 год

Как бы Давид ни противился этой мысли, но его потомки были простыми людьми из плоти и крови. Как все люди, они были подвержены страстям: алкали славы, жаждали денег и власти, искали порочных удовольствий и т. п. Соломон споткнулся, идя путем поклонения языческим богам, строительства капищ и служения Астарте, «божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской» (3 Цар. 11:5). Но несмотря на такой печальный закат царствования иерусалимского правителя, наша история на этом не кончается.

В Евангелии от Матфея встречается следующий эпизод: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:25–26). Именно эта цитата из Священного Писания должна каждого из нас научить смотреть по-иному не только на Соломона, но и на каждого человека в принципе.

Мы не закрываем глаза на грех, всячески его осуждая. Но при этом мы не должны осуждать самого человека. Христос знает, за что каждого из нас стоит строго судить. Но Он знает, за что и оправдать.

Поэтому, возвращаясь к личности Соломона, мы действительно можем говорить о его оправдании. И в первую очередь на это указывает догмат о сошествии Христа в ад и выведении оттуда праведников и прочих лиц. Образ царя Соломона нередко можно увидеть на иконах, которые отражают этот сюжет – сошествие во ад. Его образ также запечатлен в нимбе на иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Курская-Коренная». И, конечно же, самое главное доказательство спасения души Соломона – факт того,что он пречислен к лику святых вместе с другими праотцами. Церковь прославляет его за благочестие и мудрость первого периода правления.

Не можем мы обойти вниманием и факт о вероятном авторстве определенных книг Библии. Употребление книг царя Соломона во время богослужений уже как минимум указывает на их назидательный характер. Апостол Петр по этому поводу пишет следующее: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).

Жизнь иерусалимского царя для нас служит важным уроком. Мы видим, что даже имея все – таланты, возможности и богатство, можно их легко потерять. Только любовь и жертва Христа смогли вернуть Соломона в то исходное состояние души, при котором Господь называл его Иедидиа – «Возлюбленный Богом».

 

Священник Андрей Коровин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

51 − 43 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ