«Со страхом Божиим, верою и любовию приступите»

Беседовала Светлана Воронцова.

На протяжении нескольких лет в православной прессе ведется дискуссия о частом, практически еженедельном приобщении Христовых Таин мирянами. По этому вопросу высказываются богословы, клирики, светские люди. Одни, особенно молодые священнослужители, ратуют за частое причащение, другие приводят аргументы против. Чтобы разобраться с этим вопросом, мы обратились к клирику Александро-Невского собора иерею Максиму Горожанкину.

– Вопрос о частом причащении становится неким камнем преткновения для многих людей. Священнослужители опасаются, что частое приобщение Тела и Крови Христовой приведет в формальному отношению, у людей исчезнет благоговение. Мирян пугает  необходимость постоянного поста, вычитывания большого молитвенного правила. Разобраться трудно, но хочется начать  с главного: что же такое особенное привносит в нашу жизнь Причастие?
– Причащение составляет основу, цель и смысл духовной жизни православного христианина. Люди часто думают, что являются христианами в силу того, что они крещены в Православной Церкви. На самом же деле крещение является лишь «дверью» всех церковных таинств. Пойдет ли дальше человек за эту «дверь», зависит уже от него. Мы являемся христианами не столько в силу крещения, сколько в силу приобщенности ко Христу в таинственной жизни Церкви. Максимально приобщиться ко Христу возможно только в Церкви и в Таинстве Евхаристии. Именно то, насколько часто мы причащаемся, показывает – во Христе мы или вне Христа.
– Давайте обратимся к истории христианской Церкви. Какова была практика причастия в древней Церкви?
– Христиане с первого по четвертый век старались приступать к Чаше за каждой литургией. Именно эта практика легла в основу всех правил, которые впоследствии регламентировали регулярность участия в Евхаристической жизни Церкви. В книге Деяний Апостольских мы видим, что совершение Евхаристии стояло в центре жизни Первенствующей Церкви. «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». (Деян. 2,42). Воскресение было первым днем недели, в который все люди, принадлежащие к церковной общине, приступали к Святым Христовым Тайнам.
– Почему тогда апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам пишет о том, что к Чаше Христовой некоторые подходят недостойно, без рассуждения о Теле Господнем (1 Кор. 11,29)? Что он имеет ввиду?
– Приступая к этому величайшему Таинству, человек должен внимательно следить за своим внутренним состоянием, стоять на страже своего сердца. Важно, чтобы Причастие не превращалось в один из многих эпизодов в жизни человека, а осмысливалось всегда как самое главное событие в духовной жизни. Причастие должно быть той основой, на которой зиждется наше пребывание в Церкви как мистическом Теле Христовом.
– Почему впоследствии Причастие стало редким событием в жизни христиан? В XIX веке для религиозной «идентификации» в России достаточно было однократного причащения в год.
– Со временем понимание важности регулярного причащения в Церкви начинает угасать. В Синодальный период в связи с упразднением Патриаршества Петром I нарушается  каноническое устройство Русской Православной Церкви, и наступает период упадка в духовной жизни духовенства и мирян. Сторонник частого причащения святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Некоторые личности говорят, что будто бы грешно мирянам причащаться часто, что молодым людям будто бы только причащаться раз в год, и только старым во все посты, что часто причащающиеся с ума сходят. Какая нелепость! Какое богохульство, кощунство! Какое неразумие! А для чего раздается ежедневно за литургией глас Спасителя, призывающий к причащению? Неужели весь год коснеть во грехах и только раз очищаться покаянием и причастием? Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся грехами, разве не каждый день нам нужно очищение, освящение, обновление? Разве каждый день только накоплять грехи и раз в год только очищаться? Лепо ли это?»
Вопрос, заданный отцом Иоанном Кронштадтским, не теряет своей актуальности и в наши дни. Действительно, литургия совершается ежедневно, и на литургии звучит призыв: «Приимите,  ядите… Пиите от нея вси…».  Слова Спасителя обращены ко всем участникам литургии. Исходя из смысла богослужения, за Божественной литургией мы во время ее совершения молимся ни о чем ином, как о приобщении Святых Христовых Таин.
– Как часто все-таки сегодня христианин может приступать к принятию Святых Даров?
– Если мы посмотрим на каноны, регламентирующие практику причащения, то увидим, что, согласно девятому правилу Св. Апостолов, миряне, не участвующие в причащении во время литургии, подвергаются епитимье. Приведем сам текст: «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного».
Естественно, ежедневное причащение для современных христиан едва ли возможно, но еженедельно – вполне желательно. Такое установление находится в полном согласии с вышеприведенным каноническим правилом. Весьма полезна книга святых Никодима Святогорца и Макария Коринфского «О непрестанном причащении Святых Христовых Таин», в которой подробнейшим образом доказывается необходимость частого благоговейного приобщения и опровергаются все выдвигаемые возражения против возможно частого соединения со Христом.
– А как же обязательный трехдневный пост перед Причастием, который указан в молитвословах как правило ко Причастию? Тогда почти вся неделя должна проводиться в посте. Не слишком ли это обременительно для людей, которые больше полугода и так постятся?
– Митрополит Иларион (Алфеев) в одной из бесед говорит, что человеку, который причащается редко, который не соблюдает посты, который далек от Церкви, полезно перед причастием несколько дней попоститься. Но если он соблюдает те посты, что установлены Церковью, то навязывать ему еще какие-то посты не следует. (Беседы с митрополитом Иларионом. – М. Эксмо, 2010). Пост в субботу противоречит церковным канонам. 64-е правило Св. Апостолов гласит: «Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Гоподень, или в субботу, кроме одной только (Великой субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен».
Практика еженедельного причащения является приемлемой для тех христиан, которые живут в полном соответствии с церковным уставом: совершают келейное правило, соблюдают однодневные и многодневные посты, регулярно посещают богослужения, очищают свою душу в таинстве покаяния, и образ их жизни соответствует нравственным нормам, установленным Церковью.
Мы причащаемся для того, чтобы быть со Христом. Когда мы часто причащаемся, то мы вслед за апостолом Павлом можем сказать: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал., 2:20). Практика частого причащения показывает, что человек перестает бояться Причастия. Для него это – духовная потребность. Таинство Евхаристии становится необходимой, насущной, радостной потребностью его духовной жизни. Так и должно быть. Так всегда было в Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 86 = 90

АРХИВ ГАЗЕТЫ