Слово. Время. Мир
В СФ ВГУ прошла конференция для студентов и школьников, посвященная литературе
Россия давно потеряла статус самой читающей страны в мире. Так ли велика потеря? Может быть, довольно и того, что мы не успели скатиться до культурного уровня африканских дикарей? Тем паче твердят экономисты: в эпоху всевозможных глобальных кризисов куда уместнее считать, чем читать.
С таким мнением несогласны участники всероссийской детско-юношеской конференции «Слово. Время. Мир», очная сессия которой прошла 27 ноября в Старооскольском филиале Воронежского Государственного университета. Школьники и студенты сделали однозначный вывод: упадок культуры, в том числе культуры чтения, становится первым шагом в пропасть для целой цивилизации.
Смерть литературы и вирус Запада
Свое видение ситуации на пленарном заседании высказали педагоги – школьные учителя и преподаватели вузов. Заведующий кафедры журналистики Александр Владимирович Рудаков в своем докладе буквально констатировал смерть современной литературы. Место творений великих классиков на книжной полке сегодня заняли их краткие пересказы, обрывки мыслей и идей. Фактически то же происходит со всей культурой.
Причина упадка – заражение нашей национальной культуры вирусом западной лжеморали, считает учитель истории и обществознания школы N 24 Дмитрий Вячеславович Босов. На примере киноискусства он объяснил, как американская попкультура переворачивает традиционные представления о нравственности и чистоте:
– Например, в современном кино или массовой литературе отрицательный персонаж часто бывает умнее и привлекательнее положительного героя. Наше внимание акцентируется на таком антигерое – обладателе сверхспособностей и неординарного ума.
Уничтожение традиционных ценностей, как подчеркнул Дмитрий Вячеславович, заставляет человека подчиниться ценностям идеологии потребления. Проще говоря, мы должны запомнить, что у всего есть цена, даже у добра и милосердия.
Сказка ложь, да в ней намек
Спасение от иноземной напасти все-таки у нас есть. Это наш универсальный код самоидентификации – та самая, считавшаяся безвозвратно утерянной, национальная идея. Как считает доцент кафедры журналистики СФ ВГУ Александр Иванович Гончаров, обрести эту идею мы сможем, обратившись к народному творчеству:
– По щучьему велению, но по Божьему благословению устроен мир русского фольклора. В русских сказках, собранных дореволюционными исследователями, сохранился истинный дух русского православия. Так, например, в академическом сборнике А.Н. Афанасьева каждая несет в себе христианские мотивы. А некоторые фольклорные творения – прямое переложение ветхозаветных и евангельских событий. Дело в том, что была крестьянская община, сохранявшая традиционные ценности, веру. И именно в этой среде создавались шедевры устного народного творчества, а с ними создавался русский характер.
Увы, мы сами вычеркнули из памяти народа целую веху, поддавшись паразитам прошлого столетия – идеям коммунизма. А ведь об уникальности русской общины говорил, как ни парадоксально, сам Карл Маркс.
– Проблема в том, – отметил Александр Иванович, – что марксисты, не читавшие Маркса, и националисты, не знающие русской сказки, и тем более либералы-западники – это воинствующее невежество – и тогда, и сейчас всеми силами старались этот общинный строй сломить или извратить. Именно поэтому сегодня мы так тщетно пытаемся найти национальную идею. А ведь она была в этой общности…
(Статью «Русская сказка, Православие и народный характер» по материалам выступления А.И. Гончарова читайте на сайте «Православное Осколье»).
Безусловно, в жизни народа важное место занимала духовная литература – Священное Писание, наставления подвижников Православия и жития святых. Жанр агиографии не теряет своей актуальности и сегодня. Об опыте составления жизнеописания новомучеников рассказал на конференции член союза журналистов России священник Владимир Русин.
– В житии должны всегда быть какие-то выводы. Человек должен спроецировать жизнеописание подвижника на себя, понять, что и как нужно в жизни исправить, чтобы достичь святости. Этот момент при составлении житийной литературы важно не упустить, – отметил отец Владимир.
Наследники русской культуры
Агиографическим изысканиям было посвящены многие выступления юных участников конференции. Преподобный Сергий Радонежский, священномученик Онуфрий (Гагалюк), священномученик Никодим (Кононов) – жизнь и духовные подвиги этих святых стали предметом исследований старооскольских школьников и студентов. С интересом рассказывали ребята о тех, чьи имена прославила любовь многочисленных духовных чад – о протоиерее Владимире Отте, иеросхимонахе Анатолии Хлебникове. Замечательные доклады посвятили юные ученые памятникам русской литературы и творениям современных белгородских авторов.
И кажется, молодые люди действительно открыли заново мир великой русской культуры и задались целью напомнить своим сверстникам о том, что значит быть наследником этой цивилизации. Темой исследования самого юного участника конференции – Ивана Копылова, ученика 7 «А» класса 34-й школы стала «Повесть временных лет», которая до сих пор вызывает споры в научной среде. Как признался Иван, его покорила красота древнерусского слога и глубина мысли летописца:
– Не нужно забывать о своем прошлом, о Родине, о том, что у нас столько прекрасных произведений, хороших литераторов. Мы должны читать, самосовершенствоваться.
Выходит, оценить подлинное искусство, одухотворенное глубоким смыслом, способны не только «древние профессора», но и наши дети. Им нужно только немного помочь – дать в руки хорошую книгу. Может быть, тогда мы вернем себе статус самых читающих. Может быть, исцелится русский дух от западной чумы. Может быть, Россия будет вновь великой империей. Может быть. Действовать нужно прямо сейчас.
Юлия Кривоченко
Конференция «Слово, Время, Мир»
г. Старый Оскол
27.11.2014