Слово об иконах Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

Поклонение волхвов

Для языческих мифов приход божества к людям был рядовым явлением. Демоны и божки вступали в контакты со смертными, являя свои грозные или прекрасные лики. Они могли торговаться, обещать помощь за жертвы, призывать стихии.
По сути, эти существа оказывались просто сильнее человека, и особой предрасположенностью к роду людскому отличались редко. И все эти божества не почитались как сотворители мира.
События Рождества Господа нашего Иисуса Христа решительно отличаются от политеистической мифологии. В мир пришел сам Творец. Однако не в силе, не с армиями ангелов, не в теле взрослого мужа, осененного славой, но как ребенок, родившийся в бедной семье, которой даже не нашлось места в гостинице, и пришлось ночевать в помещении, приспособленном для домашних животных.
Бог Любви пришел как Любовь, не пугая и не возвеличиваясь. Он воплотился для того, чтобы прожить веком человека, чтобы пострадать за людей, чтобы освободить их от смерти.
Рождество Христово в нашей современности часто воспринимается наподобие сказки. Но эта сказка и есть сама Жизнь. И то, что происходило в I столетии, на самом деле ничего вымышленного не несет.
Римская империя была государством, где очень чтили закон и где власть Рима не оспаривалась провинциями и завоеванными территориями. Это было невозможно. Римская империя считалась непобедимой. Ради государственной надобности она переселяла целые народы.
Поэтому решение о проведении переписи населения (для исчисления налогов) с обязательным отъездом переписываемых в их родовой город было, с имперской точки зрения, оправданным. Праведный Иосиф Обручник принадлежал к роду Давидову и, следовательно, отправился в Вифлеем.
Рим властвовал над тогдашним миром и распоряжался судьбами людей. Но в Вифлееме родился Богочеловек, которому в итоге поклонились и мир, и Рим.
Традиция празднования Рождества Господа нашего Иисуса Христа была древней уже для святителя Иоанна Златоуста. Он проповедовал, что праздник является «древним и давним потому… что еще пророки предсказали о Рождестве Его, и издавна этот день известен и славен у живущих от Фракии до Кадикса…».

Первое изображение, посвященное Рождеству, появилось в римских катакомбах святой Прискиллы никак не позднее второй половины II века. Пресвятая Дева держит Богомладенца на руках. Рядом стоит юноша со свитком. А над ними сияет Вифлеемская звезда. Кто этот юноша, установить нельзя, ибо надписи не сохранились, а само изображение попорчено временем.
Из катакомб, где совершали богослужения ранние христиане (опасавшиеся жестоких гонений) и где они хоронили усопших, пришли к нам сцены поклонения волхвов Младенцу Христу. Причем они датируются III-V столетиями. Изначально волхвы несут свои дары Царю в руках, не используя блюд или чаш. Богомладенец показывался сидящим на руках Богородицы и тянущимся к дарам, или же лежащим в яслях (Пречистая Дева сидит рядом). На некоторых изображениях присутствуют вол и осел, согревающие Дитя своим дыханием. Не стоит забывать, что хотя Палестина и находится в достаточно теплом климатическом поясе, но зимние ночи все же были холодными.
Сюжеты, относящиеся к Рождеству Предвечного Бога, имелись и на маленьких сосудах (ампулах), которые паломники разносили по всему свету из Палестины в IV-V веках.

Знамение Богородицы

Одной из первых же праздничных икон учеными признается икона, написанная по типу, схожему с образом Божией Матери «Знамение». Эта икона использовалась во время торжества Рождества Христова вплоть до VII века. А основанием для ее написания служат слова пророка: «Даст Господь Сам вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14).
Чисто символические иконы Рождества Христова постепенно уступают место привычным нам описательным иконам. Почему это произошло? Пожалуй, из-за широкого распространения христианской проповеди. Новообращенные христиане, слабо разбираясь в догматике, да и вообще в богословии, очень хотели видеть перед глазами своими все то, что они только слышали о Рождестве Господа.
Описательные иконы (хотя все они тоже содержат особую символику) имеют два извода: краткий и развернутый.
Наполняемость сюжета икон краткого извода лучше всего передается в кондаке Рождества: «Дева днесь Пресущественного раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, ангелы с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог». На иконах данного типа еще изображаются вол и осел, святой Иосиф, беседующий с неким человеком (иногда это старец, иногда – юноша) и две женщины, купающие Богомладенца. Центр композиции – Богомладенец и возлегающая рядом с Ним Пресвятая Богородица.
Развернутый извод гораздо сложнее. Здесь на иконах присутствуют все те сцены, что имеются в кратком изводе, но они дополняются многими другими: Бегством Святого Семейства в Египет, избиением детей по приказу Ирода, сном праведного Иосифа и т. д.
Рождество Господа нашего Иисуса Христа – это праздник самой радостной надежды в истории человечества. Православная христианская иконопись передает это со всей своей чистотой и сердечностью душевной по воле Божией. А в храмах звучит тропарь, словесно раскрывающий суть празднества: «Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе».

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 5 = 1

АРХИВ ГАЗЕТЫ