Слово о святых родителях, или «Честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе»
31 января Русская Православная Церковь вспоминает преподобных Кирилла и Марию Радонежских, родителей преподобного Сергия Радонежского, одного из величайших православных подвижников Русской Земли.
XIV век – это время, когда Русь, разорванная на куски в прошлом столетии, начала подспудно собирать свои силы на пути к освобождению от ордынского ига.
В истории, по воле Божией, ничего не происходит просто так. Случая для православного христианина нет, но есть закономерности, которые не сразу различимы человеческим глазом.
Чтобы государство могло жить и развиваться и тем более освободиться от чуждого влияния, необходимо не одно, но несколько поколений. И здесь на первый план выходят вера и семья. Если кто-то из властителей намеренно или по недомыслию разлагает веру и разрушает семью, то он совершает преступление перед Творцом.
Конечно, Господь может вырастить святых и воинов даже в самых неблагоприятных по человеческим меркам условиях. Но Бог хочет соработничества от людей. Поэтому чаще всего святые и воины выходят из семей, где сохраняются добрые нравы, и дети воспитываются на высших религиозных ценностях и моральных доблестях. Оттого так и высок долг родителей. Оттого и горька и сладка одновременно родительская чаша.
Образ преподобного Сергия Радонежского (а XIV век для Руси надо назвать его веком!) величественно возвышается в сонме православной святости и поднимается над всей русской историей. Фигуры родителей его – святых Кирилла и Марии находятся как бы в тени этого гения святости, столь прославленного и Богом, и людьми.
Отец преподобного Сергия – боярин Кирилл происходил из Ростовской земли и принадлежал к древнему роду потомков варяга Шимона (Симона) – родственника шведских королей, ктитора Киево-Печерского монастыря и строителя Успенского собора на территории этой жемчужины русского Православия. Преподобный Антоний Печерский сам повелел Шимону именоваться Симоном. Ряд историков считает, что боярин Кирилл носил фамилию Симонов, или Шимонов.
Мама святого Сергия – преподобная Мария, по ростовским преданиям, относилась к роду Чингизидов, что удивлять не должно. Именно в конце XIII – начале XIV вв. в Ростов Великий перебирались многие знатные выходцы из Золотой Орды, уходя от постоянных распрей, в том числе и на религиозной почве. Во всяком случае, двух родственников святой Марии, последовавших за ней и ее мужем в Радонеж, звали Дюдень и Тормос.
Среди предков преподобного Кирилла были и Рюриковичи, возможно, что даже святой благоверный князь Ярослав Мудрый.
Таким образом, великий русский святой Сергий Радонежский носил в себе частички крови трех властвовавших родов, давших Руси еще и святых мужей.
Вот на такой родословной почве Господь наш Иисус Христос поднял величественный столп ранее небывалой святости. Недаром преподобный Епифаний, автор «Жития преподобного Сергия Радонежского», записал: «Сначала Бог создал и предуготовал таковых праведных родителей и потом от них произвел Своего угодника».
Боярин Кирилл владел имением под Ростовом и состоял на службе у местных князей. Он воевал и сопровождал князей в их поездках в Орду. В быту святой Кирилл отличался простотой и не чурался работ на земле, хотя и обладал значительным богатством. Но разорился из-за неурожайных лет и вынужденно переехал в Радонеж.
Святой Сергий родился в 1314 году в Ростовском княжестве. Он являлся средним сыном. До него на свет появился Стефан, а после – Петр.
В житии преподобного Сергия повествуется о том, что « за Божественной литургией, до рождения второго сына, праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни, и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне, матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Богу.
Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем, будущего преподобного Сергия Радонежского. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла о страннолюбии (Евр. 13, 2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника.
До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем, вместе со святителем Платоном, сказать, что сам происшедший от них плод — великий святой преподобный Сергий Радонежский — показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа».
Родительский пример был благодетельным и для пятерых детей. У святых Кирилла и Марии, кроме сыновей, выросли еще две дочери (но о них мы почти ничего не знаем).
Кроме преподобного Сергия Радонежского и святых родителей, Православной Церковью канонизирован и его старший брат – преподобный Стефан Московский.
Стефану при переезде в Радонеж пришлось идти на княжескую службу. Боярин Кирилл из-за возраста и болезней не мог ее исполнять. Так как младший брат Петр женился, то ухаживать за родителями стал Варфоломей, с детства избравший путь служения Богу и отказавшийся от брака.
Праведные Кирилл и Мария по русскому православному обычаю незадолго до смерти ушли в Хотьковский Покровский монастырь. Схимники Кирилл и Мария отошли ко Господу в 1337 году. Тогда же Варфоломей принимает постриг с именем Сергий. Так и начинается дорога «игумена Земли Русской» к его вершине служения Пресвятой Троице.
Преподобный Сергий Радонежский никогда не забывал своих родителей. Он приходил на их могилы даже из весьма отдаленных от Москвы краев тогдашней Руси.
Почитание преподобных Кирилла и Марии Радонежских верующими отмечается уже в XIV веке. Позднее благочестивые паломники, направляющиеся в Свято-Троицкую Лавру, неизменно стали заезжать в Хотьково, дабы поклониться святым Кириллу и Марии. Эта традиция не прерывалась и в годы гонений на Православие в XX столетии. И всегда в русских храмах 31 января разливались мелодичной рекою под куполами слова: «Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии, с нимже усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную».
Александр Гончаров