Слово о святителе и апостоле

01_hjkfdh95836uМалая Азия – древняя христианская земля. Здесь проповедовали апостолы и совершали подвиги величайшие святые. Если вы пожелали бы отправиться из Эфеса в Ликию, скажем, в Патару, морем, то вполне могли бы проплыть в виду острова Патмос. А как же связаны эти места?
В Эфесе и Патмосе жил апостол и евангелист Иоанн Богослов, которого часто называют любимым учеником Господа нашего Иисуса Христа. А в Патаре и Мирах Ликийских камни еще помнят поступь святителя Николая Чудотворца, хотя и исчезли с лица земли та Патара и те Миры Ликийские.
Весной дни памяти апостола Иоанна и святителя Николая Угодника стоят совсем рядом. А географически от Патмоса и до Мир недалек путь даже и по меркам античной эпохи, тем более сейчас, при наличии самолетов-вертолетов и быстроходных морских судов.
Иоанн Богослов и Николай Мирликийский, каждый по-своему, служили Христу и боролись за веру христианскую. Между ними лежат примерно 170 лет, но что для Бога столетия? Служители Христовы находятся вне времени и пространства. Господь связывает и скрепляет их в одну цепь, на которой и держится мир.
Казалось бы, чисто биографически Иоанн и Николай очень несхожи. Апостол вышел из рыбаков, да и неизвестно, какое образование он получил, но между тем Евангелие и Апокалипсис плюс еще послания принадлежат ему. Волшебные строки Евангелия от Иоанна и «ревущие строки» Откровения говорят о мощнейшем Божием воздействии на человека и о недюжинном таланте литературного свойства. Чудеса апостола Иоанна Богослова тоже известны, но они как-то реже вспоминаются на фоне его книг.
Никаких творений (не апокрифических) от Николая Чудотворца до нас не дошло, даже и епископских посланий, и проповедей. Может, они были, а может, и оставались исключительно устными. Святитель Николай знаменит чудесами своими и житием своим. А между тем Николай Мирликийский в Предании Церкви предстает как ревностный борец с ересью. И из жития святителя мы знаем, что уж образованием-то он обделен не был, семья вполне могла позволить себе выучить его на высоком уровне.
Иоанн Богослов – это первое поколение христиан, которое прошло через гонения и засвидетельствовало Истину своим мученичеством. Потом пришли «мужи апостольские» и апологеты.
Николай Чудотворец принадлежал к христианам, которые, испытав травлю и изуверства от Диоклетиана, увидели и торжество Церкви над Империей при Константине Великом.
Без сомнения, святитель Николай любил апостола Иоанна Богослова и читал Апокалипсис. Ближайшей из церквей, обозначенных у Иоанна, к Мирам была Лаодикийская, и добраться до Лаодикии во Фригии было делом легким. В Откровении говорится: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши… знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг… Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу…» (Откр. 3,14-17, 19-20).
Больше всего святитель Николай ненавидит теплохладность, а сколько же чудес он свершает, помогая бедным, раздавая богатства во славу Божию. С праведной яростью сердца святитель Николай защищает обиженных и неправедно осужденных. И морская стихия покоряется ему.
А что же объединяет апостола и святого? Они смиренны и порывисты. Они движимы Любовью. «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18) – вот принцип жизни, которыми неизменно были водимы Иоанн (изрекший его) и Николай (следовавший ему).
Имя апостола Павла тоже связано с Малой Азией и с теми территориями, где побывали евангелист Иоанн Богослов и святитель Николай Чудотворец из Мир Ликийских.
У Павла мы находим: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
На Руси любили и чтили Иоанна Богослова и Николая Угодника. Деревянные и каменные храмы возводились в память их. И возносились вверх купола, как натянутые струны Любви. И даже до средневековых Китая и Японии дошла благая весть апостола Иоанна, а буддисты-буряты святителя Николая знали как «батюшу Михолу» и объединяли с Сагаан-Убгэном («Белым Старцем»).
Воистину отмечены Господом нашим Христом апостол Иоанн Богослов и святитель Николай Чудотворец пред ликом народов всей планеты. И будут повторяемы их имена вновь и вновь в людских молитвах здесь, на грешной земле, до тех пор, пока не «…отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21,4). А тогда уже праведные воочию увидят подлинную великую славу Иоанна Богослова и Николая из Мир Ликийских…

Александр Веневцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 33 = 40

АРХИВ ГАЗЕТЫ