Слово и дело православного полководца Александра Суворова

Памяти великого полководца 6 (18) мая

Александр Васильевич Суворов (1729-1800), пожалуй, известен каждому русскому сердцу как великий полководец, не проигравший ни одного сражения. Казалось бы, что нового можно открыть в Суворове, ведь о нем написано огромное количество и книг, и статей. Но… В период советской власти (в течение семидесяти лет), при господстве грубого материализма, когда атеизм был объявлен государственной идеологией, в России совершенно не упоминалось о том, что Александр Васильевич являлся глубоко верующим человеком. Да и особому стилю языка военачальника тоже не уделялось серьезного внимания потому, что пришлось бы выяснять, откуда появились особенности «рубленых» суворовских фраз, «высокий слог» и афористичность изложения.

Молодой Суворов в 1755 году читает в Обществе любителей русской словесности два своих произведения, написанных в жанре диалогов: «Кортес и Монтесума» и «Александр Македонский и Герострат». В 1756 году эти первые литературные опыты он публикует в журнале при Академии наук «Ежемесячные сочинения». Славы диалоги Александру Суворову не принесли. Ничего оригинального, а язык диалогов тяжеловесен и излишне сложен. Не получилось стать писателем у Александра Васильевича! Бог определил ему иное предназначение. А в чем же оно заключалось?
Всю жизнь свою Александр Васильевич Суворов воевал, строил храмы и обучал людей. По крайней мере, Суворов воздвиг несколько церквей (в Новой Ладоге – Петропавловскую, в с. Рождествено – Рождественскую, в с. Кончанском – во имя святого и благоверного князя Александра Невского (своего небесного покровителя), в с. Кистоши – каменный храм во имя святителя Василия Великого, возможно, еще и церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кинбурне и Никольский храм в Тирасполе). Полководец громил и турок, и поляков, и французов. Все сражения и не упомнить, но вот о некоторых, пожалуй, стоит рассказать.

Русско-турецкая война

Устье Днепра. Крепость Кинбурн. 1787 год. Огромные турецкие корабли с десантом подошли к крепости и начали высадку войск. Суворов по случаю празднования Покрова находится в храме на службе.
Турки высаживаются. Русские офицеры переживают – уж слишком большое преимущество имеется у врагов. Александру Васильевичу несколько раз докладывают о действиях противника. Суворов не реагирует – он молится.
Как только заканчивается служба, генерал задает только один вопрос: «Все вылезли?» Когда докладывают, что турки высадились в полном составе, командующий тут же отдает приказ об обстреле и атаке. Разгром турецкого десанта оказался страшным, уцелели лишь те янычары, которые бросились в море или сдались русским солдатам. Сам Суворов всегда утверждал, что победа была дарована Пресвятой Богородицей…

Итальянский поход

25 марта 1799 года А.В. Суворов прибывает в столицу империи Габсбургов – Вену, где император Франц I присваивает ему звание австрийского фельдмаршала. С этого дня начинается великий Итальянский поход Суворова.
17 июня 1799 года. Италия. Река Треббия. Русско-австрийские войска сошлись в трехдневной схватке с французской армией под командованием Макдональда. Весы битвы постоянно колебались. И вот в пылу баталии, под гром пушек и рев воинских отрядов, Суворов спускается с боевого коня и начинает молиться. Австрийские военные с недоумением смотрят на этого «безумного славянина». Но через несколько минут Александр Васильевич с радостным лицом заканчивает молитву и отдает немедленно распоряжения. Французы терпят поражение…

Доброе русское слово

Особое значение военачальник придавал «доброму русскому слову». Вспомним приказы и распоряжения Суворова: «Помилуй Бог! Мы, русские, Богу молимся: Он нам помощник; Царю служим – он на нас надеется и нас любит, и нас наградит… Кого из нас убьют – Царство Небесное! Церковь Бога молит. Останемся живы – нам честь, нам слава, слава, слава». Или: «Войско необученное, что сабля неотточенная… закаляй и береги богатырское здоровье, особливо от распутства. Обучай с разумом: от ржавчины да от плохой точки больший оружию вред, нежели от рубления; дух укрепляй в ВЕРЕ ОТЕЧЕСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ: безверное войско учить, что железо перегорелое точить».
И еще: «Тонка щетинка, да не переломить: так «чудо-богатыри» – покой, опора и слава Отечества! С нами БОГ! Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет! Разумейте, языцы, яко с нами БОГ!»
Суворовская «Наука побеждать» сохранила для потомков и другие примеры замечательного стиля полководца. Следует знать, что это произведение написал Александр Суворов для обучения солдат и командного состава.
«Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву! Молись Богу! От Него победа! Чудо-богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал!» Вот чему учил Суворов.
Рассказ об Александре Васильевиче Суворове будет совершенно недостаточным, если не вспомнить о его любви к детям. В Новой Ладоге, при Суздальском полку, по приказу командира создается школа для офицерских и солдатских детей. Так как книги были чрезвычайно дороги, Суворов сам пишет катехизис и краткий молитвослов для учеников.
XVIII век – это период господства крепостного права в России. Русские люди владели другими русскими людьми. У Суворова также имелись крепостные крестьяне, но вот сам он совсем не похож на традиционного помещика-самодура. Прочитаем приказ его от 1785 г. по селу Ундол: «..Вдовцам Клюеву, Борисову и Куркину надлежало бы первее всего жениться. Того ради женить их миром… Женить их выводом девиц из чужих деревень, дать им денежную подмогу миром. А господская моя подмога известна – 10 рублей каждому. На сих основаниях поступать и впредь в браках: ибо Богу неугодно, что не множатся люди. Не весьма взирать на богатство, понеже у Бога богатый оскудеет, а скудный обогатеет. Я посему строго впредь взыскивать буду».
А в другом приказе Суворов пеняет своим крестьянам: «Ундольские крестьяне не чадолюбивы и недавно в малых детях терпели жалостный убыток, это от собственного небрежения, а не от посещения Божия, ибо Бог злу невиновен… Сие есть человекоубийство, важнее самоубийства; порочный корыстолюбивый постой проезжих тому главной причиной, ибо в таком случае пекутся о постояльцах, а детей не блюдут».
Во всех письмах, приказах и «Науке побеждать» за суворовским языком стоит любовь к Православию, к Библии, к святоотеческим творениям. Именно из сих источников проистекали и речь, и сама жизнь Александра Суворова.
В 1798 году Суворов сообщает в послании одному из своих адресатов: «Усмотря приближение моей кончины, готовлюсь я в иноки». Но Бог дал православному воину иную стезю. В ответ на обращение с просьбой о разрешении удалиться в Нилову Новгородскую пустынь император Павел Первый отправляет Александра Суворова в последние два похода: Итальянский и Швейцарский. Обратно в Россию генералиссимус приезжает уже умирать и незадолго до смерти пишет «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу».
19 мая 1800 г. в Петербурге великий русский полководец скончался. Похоронили его в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. Можно утверждать, что Александр Васильевич Суворов от рождения и до смерти, по соизволению Божьему, всегда имел незримым спутником святого и праведного князя Александра Невского.
«Скорый помощниче всех, усердно к тебе прибегающих, и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный великий княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя, многими беззаконии непотребны себе сотворшия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины сердца к тебе взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник Православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди».

Александр Гончаров

One thought on “Слово и дело православного полководца Александра Суворова

  • 23.01.2016 в 14:00
    Permalink

    Любой советский школьник (если не дурак конечно) и так понимал, что Суворов А.В. был верующим человеком, т.к. в то время религия была частью государственной идеологии Российской империи, короче все были верующими.
    Хорошо это или не очень, это отдельный вопрос. Во всяком случае, советская идеология показала свою приемлемость и жизнеспособность для общества, не хуже религии.

    Автор статьи видать скромно изучил вопрос по данной тематике. Ведь даже в фильме «Суворов» 1940 года выпуска (снятый ещё при атеисте Сталине), были цитаты Суворова, в том числе и с упоминанием бога.
    Да и в др. фильмах на историческую тему, снятые в СССР, были упоминания религии.

    И вообще, к чему было выпячивать религиозность Суворова А.В.?
    Ведь на первом и главном плане было его умение в военном деле, находить общий язык с солдатами, его вклад для родины, что замечательно характеризует этого человека.

    Ответ

Добавить комментарий для Василий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

66 − 62 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ