Слово Божие на просторах иркутской тайги

01_DSCN6194Миссионерская поездка в далекий таежный край началась в конце марта, после Первой седмицы Великого поста. Я и мой помощник, семинарист Максим Чемерис, прилетели в аэропорт Иркутска 22 марта. Нести послушание нам предстояло в Саянской епархии Иркутской митрополии. Саянск – небольшой город, расположенный в 300 км от Иркутска.
В течение месяца мы несли послушание при Благовещенском кафедральном храме Саянска. Потом были направлены в поселок Лесогорск, это еще около 500 км вглубь тайги. Там мы трудились до окончания миссионерской поездки.
Так уж сложилось исторически, что Сибирь – традиционное миссионерское поле нашей Церкви. Начало проповеди веры Христовой на Иркутской земле восходит к первой половине XVII века. На тот период Благая Весть была оглашена на огромных территориях, от Тобольска до Байкала. На смену язычеству и шаманизму постепенно приходило христианство.
Сейчас религиозная ситуация в сибирской глубинке хуже и сложнее. Если в прошлом для язычника-сибиряка существовали метафизические ориентиры, направленные на создание определенного уклада семьи, манеры поведения в обществе, воспитания бережного отношения к окружающей природе, – то сейчас ничего подобного нет (я не говорю о высоких духовных ценностях, источник которых – Сам Христос). Печальнее всего то, что, наряду с отсутствием христианской проповеди, стремительно распространяется проповедь псевдохристианская. Активных сектантов в разы больше, чем прихожан православных храмов.
От активности православной миссии зависит будущее Сибири. Семя духовное сейчас сеется пока еще на целинную землю. Многие города и поселки, где мне довелось служить и проповедовать, были основаны совсем недавно, в советские годы: Саянск – в 1970, Балаганск – в 1957, Чуна – в 1947, Лесогорск – в 1960. А православные молитвенные дома здесь появились только с начала 90-х…
Коренные сибирские народы в этих районах не проживают. Многие приезжали сюда потрудиться на освоении тайги и строительстве БАМа. Поэтому по национальному составу население разнообразно: русские, украинцы, молдаване, гагаузы, грузины, армяне, – представители всех этих народов были нашими прихожанами. Полученное ими в детстве православное воспитание помогло: эти люди легче шли на контакт, стали посещать храм регулярно.
Постоянно я совершал богослужения в храме прп. Серафима Саровского пос. Лесогорск. Под храм в начале 90-х было выделено помещение бывшего книжного магазина. Усердием и трудами прихожан своими руками были сделаны иконостас, солея, перепланировано здание. Сибиряки – народ радушный и гостеприимный. Вновь прибывших миссионеров прихожане встречали как долгожданных гостей, с особой радостью и любовью. И это неудивительно, ведь за всю историю прихода здесь никогда не было постоянного священника.
Главной задачей, поставленной перед нами епископом Саянским и Нижнеудинским Алексием, было регулярное совершение богослужений. Литургия – это основа православной миссии, ее сердцевина. Только причащение от Единой Чаши может собрать воедино терзаемого грехом человека, создать приход, объединить поселок. Первую Литургию в Лесогорске я совершил в Великий Четверг, 17 апреля.
После Воскресного богослужения весь приход собрался на чаепитие, во время которого мы детально разбирали те вопросы и проблемы, с которыми обращались прихожане.
Проводили огласительные беседы перед Крещением. После совершения Таинства раздавали диски с фильмами архимандрита Тихона (Шевкунова) из проекта «Общее дело», рассказывающими об опасности алкоголизма, курения и наркомании.
После поездки по сибирским просторам понимаешь, насколько необъятна Россия. Расстояние в 200-300 км здесь называют «рядом», «недалеко». Что говорить, расстояние от Лесогорска до Иркутска – около 800 км.
А масштаб необходимой проповеди в этом регионе вообще трудно представить. Если, как говорят в Сибири, «на Западе», то есть за Уралом, Православная вера распространена везде, по крайней мере – на уровне обряда, традиции, то о местном населении такого говорить не приходится. Например, на Пасху куличи и другие снеди освящают только постоянные прихожане. На Преображение – картина такая же. Часто хоронят без отпевания. Да что говорить – многие и креститься-то не умеют.
Труднее всего не просто научить, а исправить сложившиеся нравы, которые уже успели войти в традицию. Печально смотреть, как на кладбище все поминовения превращаются в тризны, нигде не возносится молитва об усопших.
Нужны годы, и то и десятки лет, чтобы научить, вразумить, исправить. Слава Богу, доброе начало положено.
Трудно было прощаться. Те далекие таежные поселки стали своими. Между нами осталась связь, которой не страшны ни расстояния, ни годы, – молитва. Молитва способна творить чудеса. И мы верим, что по молитвам святых земли Сибирской Господь возродит веру на бескрайних просторах иркутской тайги, что проповедь наших миссионеров будет услышана.

Клирик Александро-Невского кафедрального собора,
иерей Николай Михальцов

One thought on “Слово Божие на просторах иркутской тайги

  • 01.10.2014 в 04:30
    Permalink

    Поклон отцу Николаю за его служение в нашей епархии — для многих из нас он явил образец пастырского служения — спаси Господи! Саянск.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

33 − 25 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ