«Слезы сердец наших милостивно осушающая…»

Икона Божией Матери «У источника»

В любви православных к Божией Матери не сказываются ни сословные, ни имущественные, ни психологические предрассудки светского общества. Богородицу почитает и нищий, и банкир, и офицер, и дворник. Да и как же Ее не любить и не величать, «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую»?
Православные христиане никогда не поймут протестантов, принижающих Пречистую Деву Марию. У них ведь, куда не кинь, все как-то обрезано, усечено. И Божественной литургии фактически нет (даже у англикан), и святые иконы в забвении, и богословие больше на статистику похоже, чем на богословие. Зато высказывание какого-либо пастора трогать не смей, обругают и заклюют, как будто на Символ веры покусился. И не понять им, что Богородица – это прямая связь падшего человечества с Богом Творцом. Ева разорвала, а Дева Мария соединила. И Господа нашего Иисуса Христа родила. Спасителя и Искупителя грехов этого мира! Да как же не любить, если Она родила саму Любовь?
Вот от того-то и икон разных видов, где запечатлен святой образ Богородицы, насчитывается не менее 1000, а может, и поболее, если учитывать древние, от которых только и сохранились описания у благочестивых авторов. Удивляться, впрочем, этому не стоит, что далеко, мол, не все иконы сохранились по грехам нашим. Одна лишь эпоха иконоборчества в Византийской империи (откуда на Русь пришло христианство) с перерывами растянулась не менее чем на век. Православных христиан, защищавших святые иконы, и казнили, и ссылали, иконописцам руки отрубали, а сами иконы уничтожали безжалостно. А святотатцы и ранее творили непотребное. Характерен пример с Никейской иконой Божией Матери («Бысть Чрево Твое Святая Трапеза»). В IV веке некий воин Константин бросил по злобе своей камень в Никейскую икону, а потом стал ее топтать. Ночью ему было видение самой Богородицы. Он не раскаялся и был убит на следующий день в сражении… камнем. Таковы суды Божии над теми, кто глумится над Его Матерью. Но Господь и Дева Мария не жаждут лютой смерти грешника. Они хотят только покаяния. И тот, кто раскаивается, получает прощение и утешение.
1 июля Русская Православная Церковь празднует Сретение Пюхтицкой иконы Божией Матери, именуемой «У источника» (1946 г.). Это весьма необычная, пусть и достаточно простая в изобразительном плане икона. Божия Матерь написана в полный рост без Богомладенца, простирает руки к святому источнику, как бы указуя на него, и больше всего напоминает икону Богородицы «Геронтисса» («Старица», «Настоятельница»), а также икону Пречистой Девы Деисусного чина и еще икону Божией Матери Боголюбскую.
Икону подарили в 1894 году инокини Пюхтицкого монастыря святому праведному Иоанну Кронштадтскому. После его ухода ко Господу она находилась в одной православной семье из Санкт-Петербурга, а потом у монахини Вирсавии. В годы гонений на Церковь, начавшиеся после революции 1917 года, икона уцелела. И 1 июля в 1946 году икона вернулась в обитель…
В монастыре известна такая история. В 1946 году в Свято-Успенский Пюхтицкий женский монастырь (территория современной Эстонии) пришел неизвестный офицер. Он рассказал, что во время Великой Отечественной войны получил приказ разбомбить обитель. Его свидетельство записали монахини. «Помню, подлетаю к монастырю, – поведал летчик, – а вся гора в тумане. Было это при ясной солнечной погоде. Я развернулся, сделал круг – вновь ничего не видно. Стал бомбить по расчетам. Вдруг небо раскрылось, вижу – стоит вся в голубом Женщина и говорит: «Сынок, не разоряй Мой Дом!»
Летчик подчинился просьбе Божией Матери. И во время последующих битв уцелел. В монастыре его провели к иконе Богородицы «У источника», и он сразу опознал Ту, Которую он увидел при налете на монастырь. Покаявшегося и Господь наш Иисус Христос и Пресвятая Богородица всегда защитят и помилуют.
Пюхтицкий Ставропигиальный Свято-Успенский женский монастырь, основанный в 1891 году, никогда не закрывался даже и при советской власти. Богородица хранила его. Недаром Она явилась в XVI столетии (когда в землях эстов господствовали захватчики и искореняли Православие, насаждая протестантизм) на этом месте пастухам, открыла икону Своего Успения на дубе и рядом целебный источник. Пюхтица (Pühtitsa) по-эстонски означает «святое место». И икона Богородицы «У источника» была написана ради напоминания о случившемся по воле Божией здесь чуде.
Пюхтицкая икона Богородицы «У источника» известна как чудотворная. Зафиксированы многочисленные исцеления страждущих, обращавшихся пред ней к Божией Матери. И неслучайно в акафисте поется: «Радуйся, Богородицкую гору в Пюхтицах Сионом Прибалтийскаго края соделавшая; радуйся, Успенскую обитель зде основавшая и великаго пастыря святаго праведнаго Иоанна Кронштадтскаго ей даровавшая. Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая».
На 1 июля приходится и празднование в честь Боголюбской иконы Божией Матери – одной из старейших чудотворных икон России, созданной по велению благоверного князя Андрея Боголюбского.
Из жития святого князя мы знаем, что «когда в 1154 году Юрий Долгорукий стал великим князем Киевским, он дал сыну в удел Вышгород под Киевом. Но Бог судил иначе. Однажды ночью, это было летом 1155 года, двинулась в Вышгородском храме чудотворная икона Божией Матери, писанная святым евангелистом Лукой, незадолго до того принесенная из Царьграда и названная впоследствии Владимирской. В ту же ночь, с иконой в руках, двинулся из Вышгорода на север, в Суздальскую землю, святой князь Андрей, тайно, без отчего благословения, повинуясь лишь воле Божией.
Чудеса от святой иконы, бывшие на пути от Вышгорода до Владимира, были записаны духовником князя Андрея «попом Микулицей» (Николаем)…
В десяти верстах от Владимира кони, везшие икону в Ростов, вдруг остановились. Ночью князю Андрею явилась Богородица со свитком в руках и приказала: «не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». В память о чудесном событии святой Андрей повелел иконописцам написать икону Божией Матери такой, как Пречистая явилась ему, и установил празднование этой иконе…»
Боголюбская икона Божией Матери прославилась чудесами. Во время эпидемий чумы и холеры молившиеся перед этой иконой и раскаявшиеся в грехах неизменно получали помощь от Пресвятой Богородицы.
Как же, ведая все это, нам, грешным, не любить Господа и Пречистую Деву и не почитать святые иконы Ее?

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − 7 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ