Символы любви и смирения
Традиция украшения храма цветами, ветвями деревьев, травами берет начало в глубокой древности. Сегодня она переживает период расцвета.
Чтобы создать цветочное оформление икон и приделов, специально приглашаются профессиональные флористы; в иных церквах обходятся силами собственных умельцев – кстати, далеко не всегда уступающих профессионалам в мастерстве.
Конечно же, с особым стараньем стараются украсить плащаницу Пресвятой Богородицы. Приготовляя Себя к отшествию в мир горний, Божья Матерь завещала, чтобы тело Ее было погребено в Гефсимании. На третий день после погребения Богоматери по просьбе апостола Фомы, не присутствовавшего при кончине Богородицы, апостолы открыли пещеру. Но, отвалив камень от гроба, они увидели, что тела Пресвятой Богородицы уже не было в гробнице, а там лежали только Ее ризы, от которых разливалось чудесное благоухание. Плащаница является символом этих риз.
В день Успения Пречистой Девы убранство храма выдержано в белых и голубых, слегка розоватых тонах. В тех же тонах украшается и плащаница, основной цвет которой – синий. Эти тона подчеркивают общее настроение праздника – возвышенное и сердечное, напоенное любовью к Царице Небесной – «теплой Предстательнице и Помощнице», по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского.
В каждом храме украшение плащаницы стараются сделать неповторимым. В этом году в Александро-Невском кафедральном соборе в цветочную композицию вошли пышные хризантемы, нежные лилии и изысканные розы. Белый – символ Божественного света, свечения. Это цвет чистоты, радости, святости и простоты. Иконописцы традиционно используют его при создании образов Христа и Божией Матери.
В храме преподобного Сергия Радонежского сотрудники также взяли за основу снежно-белые бутоны, разбавив декор нежно-розовыми гвоздиками и пальмовыми ветвями. В обоих храмах цветочные композиции образуют высокую стену, которая окаймляет Богородичный покров. Это отсылка к стенам пещеры, в которой апостолы положили тело Божией Матери.
А сотрудники Христорождественского храма решили использовать в декоре фиолетовые гладиолусы. Перемежаясь с белыми шапками астр, они создают особое торжественное настроение.
– У нас давно была такая задумка, – поделилась социальный работник храма матушка Елена Смирных. – Хотя Успение – большой православный праздник, но Евангельские события, о которых мы вспоминаем в этот день, навевают нам грусть. Это подчеркивают фиолетовые цветы.
Матушка Елена отметила, что в украшение храма к празднику – всегда процесс творческий:
– Строгих канонов нет. Все дело в умении и вдохновении флориста. Многое зависит и от самих цветов: не все подходят для украшения. Нужно выбирать только цветы, которые долго не вянут. А бывает, в ассортименте цветочных магазинов просто закончился нужный нам товар. Поэтому первоначальная задумка может в ходе составления букетов и венков измениться до неузнаваемости. А ведь для Пресвятой Богородицы хочется сделать все как можно лучше и создать что-то особенное.
Стремление творить неповторимые образы вдохновляет православных. Самое необычное украшение плащаницы в нашем городе оказалось в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Виноградные лозы, бусы из боярышника, связки красного перца и желтых томатов, зеленые яблоки, цветы и сочная зелень обрамляют кроткий лик Пречистой Девы. Над Ее ризами – ажурная кованая сень, которую, словно праздничные гирлянды оплетают дары осени.
– Сень – это символ гроба, – объяснил символику настоятель иерей Виктор Тишин. – То есть мы как бы воссоздаем ту пещеру, где была погребена Богородица. А плоды и цветы – это символы благодарности Божией Матери за Ее попечения. Она приняла нас под Свой покров, усыновив нас на Голгофе. Причем Богородица приняла людей всех, злых, алчных, жадных и склочных. Она не выбирала, а приняла всех с открытым сердцем и любовью. По прошествии двух тысяч лет мы все еще остаемся людьми со своей грешной природой, а Пречистая Дева продолжает молить о нашем спасении Господа. Скромные плоды наших земных трудов – малая толика того, чем мы можем возблагодарить Ее.
Идея подобного украшения плащаницы пришла отцу Виктора из детства:
– Мне вспомнился Свято-Александринский храм в Ростове-на-Дону, куда я ходил, будучи ребенком. На праздник Успения Пресвятой Богородицы посреди храма ставили деревянную сень, которую украшали цветами и фруктами. Цветов было совсем немного, а вот сочных и ярких плодов – целая россыпь. Под сенью клали плащаницу, которую тоже по краям обкладывали фруктами. Ароматные дыни, сочные персики, красивые гроздья винограда – все это врезалось в мою память. Больше такого я нигде не видел. Хотелось повторить это украшение в новом храме.
Над украшением плащаницы трудились всем миром: цветы и спелые плоды нового урожая пожертвовали дачники и садоводы.
– Одна из наших прихожанок обратилась к друзьям и знакомым с просьбой собрать плоды для праздника, – рассказал настоятель. – И люди откликнулись с радостью – даже те, кого редко увидишь на службе. Выбирали самые яркие и красивые фрукты и овощи. Это очень приятно, и тем более символично, потому что показывает истинное отношение к Богородице.
«Можно еще учиться смирению при виде красоты и нежности у цветов и их скорого увядания… – писал праведный Иоанн Кронштадтский. – Хороши и нежны цветы, но нечем им гордиться: они не свои, а Божии, и притом скоро увядают…». Так простой букет в храме становится глубоким символом скоротечной земной жизни, призывающим нас к любви и смирению.
Юлия Кривоченко