Школа вчера и сегодня: размышления учителя

Школа… Для каждого взрослого человека в России это слово особенное. Это не только учебники, занятия и родительские собрания. Это образ жизни, четко сформированная система, которой неукоснительно следует каждый ребенок на протяжении нескольких лет.
А потому школьная пора – целая эпоха, время становления личности и роста. Но при этом система образования – организм неустойчивый, изменчивый. Начиная с 1991 года, в школе настало время кардинальных перемен и глобальных экспериментов. Минпросвет до сих пор следует по пути реформ и преобразований. Окончив школу десять-пятнадцать лет назад, современные мамы и папы смутно представляют, по какой программе и каким образом будет учиться их ребенок-первоклассник. О том, что представляет из себя современная школа, зачем нужны высокие технологии и куда уходят традиции, мы побеседовали с опытным педагогом Дианой Геннадиевной Шпачук, учителем информатики и православной культуры старооскольской школы N40.

О высоких технологиях и искусстве владеть собой

– Какие изменения в системе школьного образования за последнее десятилетие, на Ваш взгляд, стали самыми существенными?
– Как простой школьный учитель я, вероятно, не могу охватить всего, что происходит, но изменения очевидны. Значительно повлияли на образование новые стандарты – ФГОСы. Они изменили традиционный принцип преподавания русской школы. Раньше работа педагогов была более авторитарной – мы давали детям определенную информацию, старались, чтобы дети ее усвоили, запомнили, и проверяли остаточные знания. Теперь все иначе. Большая часть обучения теперь зависит от самостоятельной работы ребенка. Учитель направляет процесс познания и частично помогает. Саморазвитие ученика – вот на что сегодня делается акцент. Хотя, конечно, тут приходится волноваться за каждого ученика – насколько он втянется в предмет, насколько будет заинтересован работать на результат. Также сегодня появилось такое понятие как межпредметные связи. Теперь то, что ребята прошли на уроке истории, можно будет обсудить с учителем литературы, а потом даже сделать красочную презентацию по этой теме на информатике – потому что программы дисциплин дополняют друг друга.
Появились новые методы работы: групповые занятия, элективные курсы, познавательно-игровая деятельность, проекты. Одно из самых заметных новшеств последних лет – переход на «цифру»: введено много технических средств для работы с учениками, широко используется интернет, специальные электронные ресурсы.
– По поводу цифровизации школьного образования – как это влияет на качество образования, по Вашему мнению? Нужно ли этот процесс как-то ограничивать, контролировать?
– Я считаю, что информационные технологии – хорошее подспорье для педагога. Однако отдавать на откуп технике свою работу учителям не стоит. Такие вещи, как проведение уроков дистанционно или просто просмотр фильма-лекции все-таки должны быть исключением и применяться только в особых случаях. Это уместно, например, когда видеоролик дополняет рассказ учителя, позволяя закрепить информацию на аудиовизуальном уровне. Или же когда есть возможность пообщаться с известным ученым, академиком, который находиться в другом городе, но имеет возможность дистанционно пообщаться в режиме онлайн. При этом должна быть обратная связь, возможность диалога и взаимодействия. Также нужен некий ментор-ведущий, который поможет ученикам сориентироваться при таком общении.
Что касается использования таких гаджетов как телефоны, смартфоны и прочая личная техника ученика… Тут я и мои коллеги единодушны: на уроках использовать все это не допустимо. Но никаких «зависаний» в интернете, соцсетей, игр и чтения на телефоне. На уроке под руководством педагога используются интерактивные доски, проекторы, компьютеры. Процесс обучения должен быть контролируемый.
– Сегодня в школе приветствуется поиск информации с помощью интернета при подготовке ученика к занятиям. Родители переживают, что это плохо скажется на его успеваемости, он забросит учебники…
Иногда я рекомендую, чтобы дети использовали интернет дома в качестве дополнительно источника информации. По сути, это как отправить ребенка в библиотеку – как было раньше. Но посещение библиотеки для современных детей, ограниченных во времени, становится проблемой. Интернет – быстрый и удобный информатор. Конечно, если задание сложное, придется и к книгам обратиться. Но сегодня это случается реже.
На самом деле интернет – это способ избавиться от перегрузки. Эта не новость, что современные дети учатся с утра до вечера: занимаются не только в школе, но и в разных секциях, кружках. Плюс увеличился объем домашних заданий – за счет той же подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Поэтому приходиться идти на компромисс. В защиту интернета могу сказать, что владеть им в любом случае нужно учиться. И среди книг, и среди сетевых материалов есть и полезные, есть и вредные. Главное – ставить четко цель поиска и не отвлекаться. Поэтому интернет-серфинг – это своего рода искусство, искусство владеть собой.
Вообще, во все времена люди были разные: кто-то поверхностно воспринимал информацию, кто-то старался докопаться как можно глубже. И к великой радости я замечаю, что среди моих учеников есть те, кто стремится выйти за грани предложенного школьной программой списка учебников. Они сами с удовольствием рассказывают, как прочитали какие-то новые книги, заглянули в справочники. Кто-то даже приносит книжку или журнал на урок, чтобы зачитать какие-то строки. Уверена, книга для таких ребят навсегда останется верным спутником жизни. Кстати, подобрать литературу часто им помогают родители. Если оценивать количество, таких детей сегодня в среднем около половины в каждом классе.

Об учителях, учениках и нехватке времени

– Если сегодня так активно используются современные технологии, то, наверно, сегодня такому предмету, как информатика, выделяется больше часов на занятия?
– Вот как раз наоборот все получается. Я веду информатику уже много лет в школе и отмечаю, что рабочие часы уменьшаются. Сегодня согласно ФГОСам уже нет такого предмета в программе 5 и 6 классов. Частично изменилась и сама информация в учебниках по информатике. Некоторые вещи, лет 10-15 назад считавшиеся архиважными, например, глубокое изучение неоторых языков программирования, сегодня преподносятся в более концентрированном виде. Хотя объем программы уменьшился незначительно: многое предназначено для самостоятельного обучения. Ребенку придется приложить немалые усилия, чтобы все освоить. На самом деле так происходит и с некоторыми другими предметами. Вероятно, это связано с тем, чтобы «сэкономить» время для других занятий. Наверно, любому учителю всегда мало выделенных часов, ведь хочется быть уверенным, что каждый в классе понял и закрепил тему. Но изменить систему в пользу одного предмета невозможно без ущерба для других.
– Не кажется ли Вам, что в современной школе благодаря новому формату обучения личность учителя нивелируется? Сегодня Вы как педагог отвечаете за воспитание своих учеников или это не входит уже в обязанности учителя?
– Заменить живое слово учителя невозможно. Говорят, не любишь учителя – не любишь предмет. Это правда. Привить любовь к какому-то предмету, заинтересовать может только педагог. Поэтому, никакая техника не вытеснит грамотного, внимательного к детям учителя. Несмотря на то, что сегодня даже домашние задания пишутся в электронных дневниках, а расписание можно сообщить в соцсетях, личное общение для каждого ученика с педагогом все равно важнее. Как и раньше, ребята подходят во время перемен, остаются после уроков, чтобы побеседовать. Они обсуждают не только свои успехи, новый материал, но и какие-то личные проблемы. Они могут учителю задать те вопросы, которые бояться задать папе с мамой. На учителя здесь возлагается большая ответственность – направить, что-то подсказать. Школа как несла, так и продолжает заниматься воспитанием детей. Это не только обязанность каждого педагога, которую предписывают нормативы, но и их личный долг перед учениками. Да, сегодня дети общаются не так тесно с учителями, чем лет 20 назад. Во многом причина этому скорее все та же – нехватка времени и загруженность. Если прозвенел звонок – многие скорее бегут домой, чтобы успеть на дополнительные занятия с репетитором. Да и учитель, тоже из-за обилия работы, менее свободен для такого живого общения.
– А может просто дети стали раньше взрослеть, научились справляться с детскими переживаниями и теперь у них просто другие проблемы?
– Поразительно, но сейчас происходит совсем наоборот. Сравнивая своих учеников, выпускников 10-11-х классов, я замечаю, что нынешние дети подольше хотят оставаться детьми. Им не хватает времени побыть с родителями, которые постоянно заняты. Они не успевают насладиться детством. И открыто говорят об этом.

Во времена моей учебы в школе почти все без исключения к выпускному определялись с выбором профессии и учебным заведениям. Да что говорить, мы уже лет в 10-12 загадывали, кем хотим стать, мысленно рисовали свой жизненный путь – от карьеры до семенных отношений. Эта тенденция прослеживалась довольно долго. Сегодня же большинство детей не могут определиться со сферой занятости и никаких планов на будущее не строят. По идее с этим должна помочь новая система образования. ФГОСы ориентируют ребенка делать личный выбор. Но так как система введена недавно, результатов пока не могу оценить.

 

О православной культуре и туманном будущем

– Православная культура и ОРКСЭ – место этих предметов в современной школе. Насколько они актуальны? Как воспринимают этот предмет дети и их родители? 

– Проводя уже много лет уроки по двум казалось бы совершенно несхожим предметам – информатике и православной культуре, я вижу, что обе дисциплины необходимы в учебном плане для развития личности ребенка, и при этом они обе в итоге оказываются одинаково востребованы у самих учеников.
Когда предмет ОПК только появился, в стране было много шума. Но у нас в области его приняли очень хорошо. Помню, как многие родители тогда приходили и благодарили именно за эти уроки. Они отмечали, что дети как-то иначе начинают смотреть на мир, у них формируются традиционные ценности, расширяется кругозор. В четвертом классе, где предмет «православная культура» находится в модуле ОРКСЭ, за последние пару лет я ни разу не слышала, чтобы родители как-то негативно отозвались об уроках. Они спокойно выбирают этот блок в начале учебного года. Традиционно я провожу такой мониторинг: на первых занятиях курса основ духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) спрашиваю детей – зачем нужен такой предмет? Иногда кто-то говорит, что не нужен, потому, что расписание занятий перегружено, что это лишние и сомнительные знания. И в этих ответах чувствуется мнение родителей, а не самих деток. В конце года я вновь повторяю будущим шестиклассникам этот вопрос – и тогда они единодушно отвечают, что это хороший нужный предмет.
Часто дети на этих уроках просят им почитать – да, именно почитать – какую-то духовную книгу или православный рассказ. Или смотрим фильмы, причем старые, советские – в них на самом деле много глубинных смыслов. Потом все вместе прочитанное и увиденное обсуждаем. Это часто трогает детей буквально до слез. Это редкость для других уроков. Многие выбирают проекты, связанные с православной тематикой: проводят мини-исследования на тему своего святого имени, например, или о храмах города.
Учитывая то, что у нас в городских храмах в настоящее время исключительно много детей и подростков, надеюсь, их родители отмечают положительную роль в познавательной и воспитательной функции этого предмета.. И на самом деле 4-ый класс – подходящее время, чтобы знакомить ребенка с таким понятием, как духовная культура…
– Почему же тогда православная культура все-таки сдала позиции и перешла во внеурочную деятельность? Ведь многие родители надеялись, что с приходом нового министра просвещения Ольги Васильевой ситуация, наоборот, улучшится…
– Трудно сказать, почему так происходит. Изначально мы, педагоги, готовились к одним переменам, получили другие. Многое, что предполагалось, например, шахматная грамота, так и не стали частью новых стандартов. Может быть это, и к лучшему. Поэтому спрогнозировать сейчас будущее ОРКСЭ и ОДКНР на самом деле практически невозможно – мы живем от года к году в ожидании новых распоряжений министерства. И в этом плане переход во внеурочку – не самый плохой вариант развития событий.
– Каких перемен, нововведений вы ожидаете сегодня от министерства просвещения? Что Вы бы хотели изменить в современной школе, добавить?
– Я размышляла об этом, даже обсуждала с коллегами. Но сейчас действительно очень зыбкая ситуация. Система образования за последние три десятилетия так часто менялась… Трудно строить планы, трудно и предлагать какие-то решения. Стоит ли вернуться назад, к советской школе? Думаю, что несмотря на многие ее преимущества, это уже вряд ли возможно – обстоятельства и менталитет поменялись у людей. Но точно, что бы я, наверно, хотела вернуть – это темп, некую размеренность процесса обучения. Просто хочу, чтобы была возможность у взрослых и детей проводить занятия в более спокойной обстановке, не беспокоясь о перегрузке, дополнительных занятиях и бальной системе. А сегодня, как никогда, в невероятно быстром ритме жизни нам всем нужно время на раздумье и созерцание.

Беседовала: Юлия Кривоченко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

79 + = 83

АРХИВ ГАЗЕТЫ