Школа – радость общения и открытий

1Скоро тысячи старооскольских школьников вновь сядут за парты. Праздничный звонок раздастся и в Православной гимназии во имя святого благоверного великого князя Александра Невского города Старый Оскол. Накануне Дня знаний мы встретились с Еленой Ивановной Гриневой, директором учебного заведения, и поговорили о том, что ожидает гимназистов и их родителей в новом учебном году.

– Какие открытия предстоят детям и их родителям в стенах гимназии в этом учебном году?
– Перемены ждут пятиклассников: они перейдут на обучение по новым федеральным государственным стандартам. На самом деле мы уже давно используем концепцию ФГОС, основой которой является системно-деятельностный подход к обучению, при котором ребенок не просто усваивает знания, переданные учителем, а совершает собственные маленькие открытия. Новые учебники, новые подходы к построению урока, проектная и учебно-исследовательская деятельность помогут пятиклассникам в освоении образовательных программ по учебным предметам и курсам.
Перемены ждут и учеников 10 класса. В 2014 году они будут учиться в классе социально-гуманитарного профиля. В учебном плане больше внимания уделяется таким предметам, как обществознание, экономика, право, русский язык и литература.
Большой сюрприз ждет первоклассников. В кабинете 1-го класса сделан капитальный ремонт, все приспособлено для удобства юных учеников. Также гимназия приобрела новое мультимедийное оборудование. Почти все кабинеты укомплектованы автоматизированными местами учителя, то есть там есть компьютер, принтер, проектор и интерактивная доска. Ну и, конечно, мы приобрели новые учебные материалы – книги, тетради и методические пособия.
– В сентябре Старый Оскол ожидают торжества, посвященные святому преподобному Сергию Радонежскому. Гимназия примет участие в празднествах?
– К закрытию 10 муниципального Фестиваля православной культуры «Святое Белогорье» гимназисты подготовили спектакль, посвященный Радонежскому чудотворцу, который представили преподавателям православной культуры и учащимся городских школ. Череду красных дат в нашем календаре продолжит 12 сентября – день памяти великого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя нашего учебного заведения. Вместе с прихожанами Александро-Невского кафедрального собора города мы встретим этот день за праздничной Литургией и подготовим небольшое представление. Планируем показать спектакль учащимся школ города в рамках сетевого взаимодействия.
DSC_0170– Гимназисты за прошлые годы зарекомендовали себя как покорители вершин различных олимпиад по истории, литературе, православной культуре. Какие победы прочат педагоги ребятам в этом году?
– Самое главное для учителей гимназии – воспитать детей настоящими христианами. Как говорится, «не нам, Господи, но Имени Твоему»: мы будем рады, если дети будут стремиться к Церкви, ко Христу, не жаждая мирских достижений. Главное – дать пользу душе. А Господь знает, что именно будет полезно нам и нашим детям – слава или скромные труды. Мы надеемся, что дети порадуют нас своими достижениями в традиционных конкурсах и олимпиадах, таких, как «Александровский стяг», «Зерно Истины».
– Каждый новый учебный год приносит учителям не только радость встреч, но и печаль расставания – каждый год для кого-то школьный звонок становится последним. Тяжело ли педагогу привыкнуть к смене ученических поколений? Кто пришел на смену выпускникам прошлых лет?
– Выпускники прошлого года радовали нас высоким интеллектуальным потенциалом. Годы, которые ребята провели здесь за партой, стали для гимназии целой эпохой – нестандартно мыслящие, открытые для всего нового, артистичные ученики. До сих пор не верится, что они уже выросли, а вернее, выпорхнули во взрослую жизнь. Но на смену выпускникам приходят достойные ребята. Конечно, современные одиннадцатиклассники – дети своего времени. Но в целом у наших ребят остался высокий потенциал, и мы надеемся услышать о новых достижениях наших воспитанников.
– Следует ли ограждать ребенка от внешнего мира, чтобы избавить его от ошибок?
– Нет, нельзя помещать ребенка в «стерильные» условия. Он должен знать, что происходит вокруг него, должен уметь адаптироваться в окружающей среде. Наша задача – научить маленького человека противостоять злу. Конечно, у нас в гимназии создан такой небольшой уютный островок, в котором дети видят гораздо меньше проблем, жестокости, несправедливости. Но они знают об их существовании и учатся противостоять им, вырабатывая определенную социальную позицию. Суть ее не в постоянном убегании от проблем, отстранении, а наоборот, в активном действии: свою православную позицию они должны миссионерски нести в мир. И наши старшеклассники тому пример: на всех светских мероприятиях – конкурсах, олимпиадах или концертах – они стараются показать сверстникам свое христианское миропонимание и объяснить, что такой взгляд на жизнь – ключ к решению всех проблем. Они не стесняются говорить, что живут по Заповедям и полагаются на волю Божью. Активная жизненная позиция – одно из главных требований православного воспитания.
– Сегодня многие педагоги сталкиваются с гиперактивным поведением учеников, и это становится серьезным испытанием, как для взрослых, так и для детей. Как можно решить эту проблему? Что посоветует православный педагог?
– Конечно, как все учителя, в гимназии мы стараемся направить детскую энергию в нужное русло, стараемся выстроить урок в определенном ритме, по-особому организовать занятия в группах. У православных детей тоже есть проблемы с концентрацией внимания, усидчивостью, например, особенно непросто малышам выдержать богослужение. Но хочу рассмотреть этот вопрос не с точки зрения медицины или педагогики. Вспомним одну из десяти заповедей Христа – «не сотвори себе кумира». Многие современные семьи сегодня творят себе идола из маленького человечка, которому позволяется все. Он окружен безмерным обожанием родных и близких людей. Не узнавший в своей семье понятия меры, ребенок с трудом справляется в ситуации, которая требует действовать по определенным правилам. В школе или в храме, в любом незнакомом коллективе непривыкший к правилам ребенок начинает противостоять всеобщим требованиям. Отсюда бунт, желание привлечь к себе всеобщее внимание и неуемная энергия. Малыш и сам страдает от своего неподчинения, но по-другому он просто не умеет себя вести. В будущем у него могут быть проблемы с общением, с адаптацией. Поэтому родителям всегда стоит помнить, что нарушить эту заповедь – значит, во-первых, совершить грех, а во-вторых – навредить своему ребенку.
– Как подготовить ребенка к началу учебного года? Многие с трудом входят в «рабочую колею» после долгих летних каникул, частенько с неохотой идут на занятия.
– Может быть, мой ответ покажется неожиданным. Подумайте: сейчас, когда под Донецком и Луганском разрушены сотни школ и детских садов, когда тысячи детей там боятся не строгих учителей, а артиллерийских обстрелов, нам с благодарностью нужно сказать: «Слава Богу, что для нас этот учебный год начинается». Все в нашей жизни устроено так, чтобы принести пользу. Следует принимать то, что посылает нам Господь. А Он нам посылает не только испытания, а добрые знания и жизненный опыт. Вообще ведь школа – это каждодневная радость – радость общения, радость открытия. Только эту радость мы в школе правильно организуем и планируем. И это нужно объяснить ребенку.

Юлия Кривоченко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 2