Школа – повод для беспокойства?

Сельская школа. Художник Морган Вестлинг, 1854 год

Учебный год только наступил, а у родителей и детей уже появилась масса поводов для беспокойства. И это касается не только школьных отметок.

Наша жизнь невозможна без конфликтов, особенно в период взросления. Любые прения – своеобразная форма коммуникации, возможность наладить общение. Все мы помним поговорку «Лучший способ познакомиться – это поругаться». И в этом есть доля правды. Дети, неискушенные во взаимном общении, зачастую именно через конфликт учатся выстраивать первые отношения с миром. Такой способ используют и взрослые, когда ситуация заходит в тупик, и диалог невозможно наладить из-за неуступчивой позиции сторон. В такой ситуации человек вполне осознанно желает получить обратную связь, провоцирует конфликт, обратную реакцию. Но взрослые должны быть мудрее, на то мы и взрослые: конфликты — это неправильный способ коммуникации. Особенно, если эти конфликты возникают у взрослых с детьми.

В школьной среде, к сожалению, такое случается. И такие ситуации, на мой взгляд, всегда трагичны. Конечно, задираться и хулиганить, наверное, свойственно всем школьникам. Но мы вступаем на очень тонкий лед, когда готовим ребенка к исповеди, говорим ребенку: «Скажи батюшке, что маму-папу не слушался». Мы должны понимать, что покаяние — это не фабрика по выращиванию идеальных и безэмоциональных людей, а тем более детей. Когда человек кается, он раскрывается Богу всей душой. В процессе общения с ближними он тоже раскрывается, но насколько полно и в каком качестве – зависит от окружения. Если у ребенка в школе начались проблемы, и он стал жертвой буллинга или какой-то еще агрессии, то необходимо внимательно присмотреться к тому, как себя ведут, в частности, педагоги в этой ситуации. К сожалению, как ни странно, в ряде случаев буллят детей не столько одноклассники, сколько педагоги. Подчеркну: только в ряде случаев. Это редкость, но бывает.

Эмоциональное насилие сильного над слабым имеет место быть в школьной среде. Причины разные. Дети не слушаются, учитель, вымотанный нагрузкой и ритмом жизни, срывается на крик. Он, конечно, пытается тоже свои мостики выстроить с детьми. Но не всегда хватает сил на установление прочных, доверительных, теплых отношений. Так вот очень важно в момент, когда кто-то из детей подвергается агрессии со стороны одноклассников, обратить внимание родителям, какую позицию в конфликте занимает педагог. Педагог в школе по своему замыслу – самый близкий к ученикам человек, и он должен в любом случае стать надежным защитником всех участников образовательного процесса. То есть родитель, узнав от ребенка, что тот подвергается травле, оскорблениям, вправе позвонить преподавателю и попросить о помощи.

Но тут важно учесть два фактора. У ребенка и родителя должны для этого быть очень доверительные отношения, чтобы ребенок мог рассказать хотя бы одному из родителей о том, что такая проблема есть. И второе: у взрослых должны сложиться адекватные отношения с преподавателями, которые не только знания дают нашим детям, но и осуществляют педагогический процесс. А педагогический процесс — это не только уроки по школьной программе, это в целом сопровождение ребенка, большая часть жизни которого проходит именно в стенах образовательного учреждения.

Как учить ребенка отвечать обидчикам? Евангелие дает нам пример того, как Христос отвечал тем, кто необоснованно его оскорблял. Он отвечал, и отвечал с достоинством. Мы можем снабдить наших детей какими-то инструментами, какими-то грамотными ответами, как реагировать на оскорбления. Или как на них не реагировать, возможно, потому что не всегда реакция на оскорбления — это правильная реакция. Может быть, иногда лучше ничего не ответить человеку, который тебя задирает и провоцирует. Но любая ситуация индивидуальна, и здесь никто не должен снимать с себя ответственность за происходящее. То есть если ребенок оказался в ситуации, когда его буллят, должны включаться родители, психологи, возможно, духовник учебного заведения, если он есть.

При возникновении любых школьных конфликтов у родителей, конечно, возникает ряд вопросов: «По-христиански ли давать сдачи обидчику? Особенно, если против ребенка выступает не один человек, а целая группа?» Если есть угроза личной безопасности, вполне по-христиански будет ответить на эту угрозу, чтобы не стать жертвой насилия. И, может быть, однократно ответив, дать понять всей группе потенциальных обидчиков, что так делать не стоит.

Самое главное, что должны сделать родители, когда отправляют ребенка в школу, особенно в первый класс, объяснить ему, что он попадет в новое для себя измерение. И в этом измерении зачастую его общение с другими людьми будет вынужденным. То есть, класс формируется рандомно. И все дети так или иначе будут приспосабливаться, выстраивать какую-то свою иерархию взаимоотношений. И мама, и папа должны предупредить ребенка о том, что необходимо учиться общаться – с самого раннего возраста. Всем нам всегда нужно учиться выстраивать межличностные отношения и настраивать связи друг с другом, независимо от количества прожитых лет.

Протоиерей Максим Горожанкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 15 = 20

АРХИВ ГАЗЕТЫ