«Щит веры»
15 марта Русская Православная Церковь совершает торжество в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Этот образ был обретен чудесным образом в селе Коломенском, под Москвой, в дни Февральской революции 1917 года. Акафист и служба ему были составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона.
Державная икона Пречистой Девы относится к такому типу Богородичных образов, как «Панахранта» («Всемилостивая»), а написали ее где-то в конце XVIII столетия.
Искусствоведы дают следующее описание образа: «…Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон. Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке – скипетр, левая рука возложена на державу, на голове – царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы – отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу. На заднем плане изображено небо, покрытое темной, почти черной, грозовой тучей. В верхней части иконы, над самой главой Божией Матери, тучи разрываются, слагаясь венцом и открывая темно-синее ночное небо. В этом бездонном небе изображен Бог Отец с простертой в благословении рукой, благословляющий Божию Матерь, сидящую на престоле с Младенцем Спасителем на руках».
Багряный цвет в православной Ромейской империи (Византии) был символом власти базилевсов. Недаром император Константин VII носил прозвание «Багрянородный».
Само слово «держава» произошло от древнерусского «държа», означающего «власть». Получается, что явление Державной иконы Пречистой Девы стало свидетельством передачи высшей власти над Россией Господом нашим Иисусом Христом Его Пресвятой Матери.
Страна после 1917 года погружалась во тьму. XX век оказался самым страшным в жизни Руси. Архимандрит Константин (Зайцев) с горечью писал: «История самоупразднилась. То был бунт против Истории».
Гражданская война, репрессии, а затем и Вторая мировая война привели к погружению душ человеческих в бездну хаоса. Физическое существование человеков приобрело эфемерный, почти призрачный характер. Брат пошел на брата, сын на отца, друг на друга. Смерть превратилась в обыденность. Совесть и честь оказались атрибутами прежнего, более или менее спокойного мира. А еще нахлынули многочисленные искушения, направленные на то, чтобы низвести слабые или гордые души во глубины ада. Можно сказать, что сам тартар выпрыгнул из своей норы на поверхность земли.
Царская Россия не была раем земным. В ней много чего имелось и доброго, и плохого. Но после революции лучше стала жить только небольшая горстка высших руководителей, да еще и самые обездоленные в прежнюю эпоху. Более 80 % населения почувствовали значительное ухудшение своего житейского бытия. Кто-то вспомнил и о свергнутом императоре. Но времена изменились. А сам Николай Александрович вместе с семьей и верными слугами был злодейски убит в Екатеринбурге.
Сохранились исторические сведения о том, что тогда случилось. Следователь Н. А. Соколов записал рассказ очевидца Н. Н. Шабельского-Борка: «…В 4 часа утра 17 июля [1918 г.] все стихло. Мужики тотчас же кинулись к Ганиной яме и там нашли […] несколько вещей […] Потом стали откачивать воду из шахты, привлекали учащуюся молодежь, офицерство и нашли разные вещи, из которых помню […] икону Божией Матери Великодержавной, исколотую штыками, которую Великая Княгиня Елизавета Феодоровна через графиню Толстую прислала Государю».
«Великодержавной» Шабельский-Борк назвал икону Божией Матери «Державная», список которой дошел до царственных страстотерпцев. Естественно, зная все повороты и изломы истории прошлого столетия, неизбежно задаешься вопросами: «А как, собственно, и просматривается държа Пресвятой Богородицы над Русью? Государь погиб. Миллионы людей пострадали и сгинули в войнах. Не обманываемся ли мы насчет того, что Творец передал нашу землю под покровительство Божией Матери?»
Впрочем, эти рассуждения не расстроят, не размягчат, не разрушат христианское сердце. Православные люди знают слова Господа: «Царство Мое несть от мира сего…» (Ин. 18:36).
Для Бога важно не земное человеческое преуспеяние, а спасение каждой души человеческой, ибо за каждого из нас Он взошел на Голгофу. Царь Славы, Солнце Правды, Творец видимого и невидимого, Христос Пантократор был распят подобно рабу или разбойнику.
Господь, явив Державную икону Пречистой Девы, дал понять всем имеющим незамутненный разум, что Его Матерь получила власть наставлять людей на праведный путь, вырывать их из лап врага рода человеческого, помогать переносить невзгоды и главное – вести в Царство Небесное, в Жизнь Вечную, где нет распрей, ненависти, грехов и страданий.
Еще с VII века от Р. Х. известен Акафист Пресвятой Богородице, начинающийся кондаком: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная».
Божия Матерь здесь именуется «Взбранной Воеводой победительной», то есть полководцем, воительницей, воеводой, не терпящей поражений в бранях. Но что это за брани или сражения? Ответ находится в Священном Писании: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных… Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:12, 14–17).
Богородица и победила «мироправителей века сего», а Ее рать составили новомученики и исповедники Церкви Русской. Такого стояния в вере, какое показали православные святые XX века, не видела грешная земля с эпохи раннего христианства. И они одержали верх над своими гонителями и мучителями, ибо устояла Церковь Русская и сохранилось православие в России.
Начавшийся чуть более двадцати лет тому назад XXI век показывает, что Русь не сможет противостоять натиску враждебных сил без покровительства и водительства Пресвятой Девы. Явно видна опасность материальная, но и духовная не прячется под спудом. И нам не выстоять без нашего «щита веры» – Божией Матери.
И пусть в наших храмах вновь и вновь звучат слова: «О, мира Заступнице, Матерь Всепетая, со страхом, верою и любовию припадающе перед честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Матерь Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшего Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, да избавит нас от междоусобныя брани и укрепит Святую Церковь нашу Православную, да непозыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших, да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и великолепое Имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь».
Александр Гончаров