Шатры праотца Авраама

01_ufgdy43tyufewt4tПисатели-фантасты XXI века очень любят отправлять наших современников в прошлое. Скажем, менеджер по продажам попадает в Древний Рим и начинает там командовать, заодно быстро добиваясь почета и власти. Во всем этом сквозит пренебрежение к людям предыдущих исторических эпох. Отчего-то считается, что человеческое общество, не знавшее айфонов, самолетов и компьютерных игр и не заморачивавшееся феминизмом, было глупее и слабее, чем сейчас. Это элементарный самообман человеков, живущих в условиях комфорта, рожденного научно-технической цивилизацией. Современные люди плохо знают историю и насквозь поражены эстетическим материализмом. И страдают не от отсутствия Истины, но по причине нежелания ее искать, удовлетворяясь неразличением добра и зла. Прав, тысячу раз был прав Г.К. Честертон, когда заявил: «Тех, кого заботит правда, а не мода, не собьет с толку чушь, которой окутывают теперь всякое проявление раздражительности или распущенности. Те же, кто видит не правду и ложь, а модное и немодное – несчастные жертвы слов и пустой формы». У античного писателя Иосифа Флавия же в «Иудейских древностях» читаем: «Таким образом, он первый (то есть Авраам – прим. А.Г.) решился объявить, что Господь Бог, создавший все существующее, Един и что все, доставляющее человеку наслаждение, даруется Его милостию, а не добывается каждым (из нас) в силу собственного нашего могущества. Авраам вывел все это из созерцания изменяемости земли и моря, солнца и луны и всех небесных явлений».
Все-таки давайте сыграем по правилам нынешних фантастов. И вот условный «попаданец»-менеджер из XXI века, скорее агностик, чем безбожник, воспитанный на преклонении перед модой, вспоенный личным эгоизмом, впавший в «денежный фетишизм» (деньги решают все!), каким-то неведомым образом посетивший Древнюю Палестину, чем может полюбиться праведному праотцу Аврааму? Конечно, праотец Авраам (Аврам) был страннолюбив и вряд ли бы прогнал гостя. Но что же может предложить гость из нашего столетия? Сто тысяч способов заработать капитал с помощью рекламы? Да не нужно сие праведному патриарху. Вспомним Библию: «И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю» (Быт. 14, 21-24). А что расскажет «попаданец» о времени будущего, дабы это привело праведного Авраама в восторг? Поведает о пацифизме? Или случайно проговорится о непротивленчестве в духе Льва Толстого? Не поверит такому праотец. В греховном мире нет места сказкам интеллигентов. Ни в древности, ни в средние века, ни сейчас.
02_hgfuh45yierytw46 «И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эншолу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы. Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана; и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ» (Быт. 14, 13-16).
И мирному сожительству менеджер не научит Авраама. Ради мира Авраам готов был уступить многое, в том числе и лучшие земли (Быт. 13, 5-13).
А уж об отсутствии Бога «попаданцу» лучше и не заикаться. Праведный Авраам сам слышал голос Господа, сам разговаривал с Пресвятой Троицей. Он доверял Богу до конца. Он решил принести любимого сына Исаака в жертву Господу. Так и слышится вопль современной ювенальной юстиции о насилии над детьми…
Праведный Авраам и бред обезбоженного мира XXI века несовместимы. Праотец Авраам умел доверять Господу, а не людям. Это видно и из того, что он перешел из Харрана (где скончался его родитель Фарра) в края неизвестные по одному лишь повелению Божию. Праотец Авраам – не путешественник, но странник. Он не ищет новых впечатлений, и главная его ценность – Господь Бог всегда с ним. Он просто проходит свой путь.
Человеку современной нам цивилизации вряд ли праведный Авраам окажется понятным. Этому человеку гораздо ближе язычник Одиссей (Улисс). В «Божественной комедии» (XIV в.) Данте Алигьери Одиссей, находящийся в восьмом рве Восьмого круга ада, изрекает буквально следующее:

«Ни нежность к сыну, ни перед отцом
Священный страх, ни долг любви спокойный
Близ Пенелопы с радостным челом
Не возмогли смирить мой голод знойный
Изведать мира дальний кругозор
И все, чем дурны люди и достойны.
И я в морской отважился простор
На малом судне, выйдя одиноко
С моей дружиной, верной с давних пор…
«О, братья, – так сказал я, – на закат
Пришедшие дорогой многотрудной!
Тот малый срок, пока еще не спят
Земные чувства, их остаток скудный
Отдайте постиженью новизны,
Чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный!»

Высокие слова, чего уж тут и говорить?! Но за ними скрывается всего лишь поиск новых впечатлений пустой обезбоженной души. В какой-то мере Улисс – турист, путешествующий ради эмоций и наполнения разума, ибо в сердце его «черная дыра». Идеология современной индустрии туризма построена на этом. Не святынь ищут теперь люди, но великолепия, не Бога, но красот материальной оболочки Земли и культуры, сработанной самим человечеством.
Если же на миг предположить, что наш «попаданец» (продвинутый во всех современных ценностях вроде толерантности и прав гомосексуалистов) встретился в маленьком городке Сигоре с праведным Лотом и поведал о Новом дивном мире ему. Чтобы сказал бы праведный Лот? Наверное, промолчал бы… Праведный Лот ведь уже знал об ужасающей судьбе переполненных грехами больших городов Содома и Гоморры. И пожалел бы людей будущего. Праведника Господь увел из Содома в Сигор. Но куда уходить человекам, если вся планета ныне медленно, но верно превращается в Содом и Гоморру?..
Праотцу Аврааму и праведному Лоту в реальности вряд ли нашлось о чем побеседовать с «попаданцем». Разве только проповедовать ему Бога Живого. Но не услышал бы невер слова верующих, ибо счел бы их отсталыми и примитивными, немодными и дикими.
Однако имеется и другая сторона вопроса. А решил бы вообще «попаданец» беседовать с праведными Авраамом и Лотом? Различил бы он в них вождей своего народа, правителей, наконец. Религиозная слепота не позволила бы. Менеджер начал бы искать нечто похожее, что показывают в кино и театре. А там короли-то липовые, не милостию Божией, но произволом своим или народным. Демократические, так сказать.
Церковь 22 октября вспоминает праотца Авраама и праведного Лота, а в светском календаре на 21 октября приходится 111 лет со дня рождения крупного советского драматурга Евгения Шварца (1896-1958). Он предпочитал пьесы со сказочным сюжетом. Потом по ним ставились спектакли в театрах и снимались художественные фильмы.

Театр и жизнь

Евгений Шварц в детстве был крещен в православном храме, прошел нелегкий жизненный путь. Он был участником знаменитого «Ледяного похода» «белой» Добровольческой армии (в феврале-мае 1918 г.) во время Гражданской войны. Получил тяжелую контузию при штурме Екатеринодара. Из России не уехал. Недолго являлся секретарем Корнея Чуковского. И получил признание как прозаик, сценарист и драматург. Был Шварц и в блокадном Ленинграде в период Великой Отечественной войны.
Если бы наш «попаданец» не только посещал премьеры фильмов от Голливуда, но и почитал себя заядлым театралом, то миновать постановки или хотя бы посмотреть по телевидению художественные фильмы по пьесам Шварца он точно бы не отказался.
Евгений Львович Шварц всегда включал в свои произведения особый философский подтекст. Однако суть, саму природу настоящей, а не фиктивной власти он не показывал. Но все же, вероятно, он просто писал для обыкновенного советского зрителя, еще в школе получившего преизрядную дозу антимонархической и антирелигиозной пропаганды. И еще Шварц отображал мир XX столетия, где все священное свелось к материальному. Из дневников драматурга узнается реальность, в которой ему пришлось жить и работать: «В те дни мрачные противники антропоморфизма и сказки, утверждавшие, что и без сказок ребенок с огромным трудом постигает мир, захватили ключевые позиции педагогики. Детскую литературу провозгласили они довеском к учебнику. Они отменили табуретки в детских садах, ибо таковые приучают к индивидуализму, и заменили их скамеечками. Изъяли кукол, ибо они гипертрофируют материнское чувство, и заменили их куклами, имеющими целевое назначение: например, толстыми и страшными попами, которые должны были возбуждать в детях антирелигиозные чувства. Пожилые теоретики эти были самоуверены. Их не беспокоило, что девочки в детских садах укачивали и укладывали спать и мыли в ванночках безобразных священников, движимые слепым и неистребимым материнским инстинктом. Ведь ребенка любят не за красоту» (17 октября 1952).
03_jkgfhe8234yuiwthr А поэтому удивляться не следует, если в пьесе «Обыкновенное чудо» звучит страшная фраза: «Чудеса подчинены таким же законам, как и все другие явления природы». А это уже конец любой сакральности. Есть только материальный мир и более ничего. Отсюда и короли, и принцессы у Шварца выходят либо типичными чудаками, либо злодейскими, либо бутафорскими личностями. Мир Евгений Шварц показывает запутавшимся в кутерьме повседневности, когда великого нет, а есть только одно пошлое. В пьесе «Тень» – голоса с улицы:

«– Арбузы, арбузы! Кусками!
– Вода, вода, ледяная вода!
– А вот – ножи для убийц! Кому ножи для убийц?!
– Цветы, цветы! Розы! Лилии! Тюльпаны!
– Дорогу ослу, дорогу ослу! Посторонитесь, люди: идет осел!
– Подайте бедному немому!
– Яды, яды, свежие яды!»

Правители из доброй «Золушки», «Тени», «Дракона», «Голого короля» и «Обыкновенного чуда» – это совсем и не властелины, а так, обыватели, вскарабкавшиеся случайно на трон.
Эпизод из «Обыкновенного чуда» весьма показателен:
«Король. Это драгоценное трехсотлетнее королевское вино. Нет, нет, не обижайте меня. Давайте отпразднуем нашу встречу. (Разливает вино.) Цвет, цвет какой! Костюм бы сделать такого цвета – все другие короли лопнули бы от зависти! Ну, со свиданьицем! Пейте до дна!..
Хозяин. Пей ты первый! Пей, пей! (Хохочет.) То-то, брат! (Бросает в очаг все три бокала.)
Король. Ну это уж глупо! Не хотел пить – я вылил бы зелье обратно в бутылку. Вещь в дороге необходимая! Легко ли на чужбине достать яду?
Хозяйка. Стыдно, стыдно, ваше величество!
Король. Не я виноват!
Хозяйка. А кто?
Король. Дядя! Он так же вот разговорится, бывало, с кем придется, наплетет о себе с три короба, а потом ему делается стыдно. А у него душа была тонкая, деликатная, легко уязвимая. И чтобы потом не мучиться, он, бывало, возьмет да и отравит собеседника…
Хозяин. Значит, дядя виноват?
Король. Дядя, дядя, дядя! Нечего улыбаться! Я человек начитанный, совестливый. Другой свалил бы вину за свои подлости на товарищей, на начальство, на соседей, на жену. А я валю на предков, как на покойников. Им все равно, а мне полегче.
Хозяин. А…
Король. Молчи! Знаю, что ты скажешь! Отвечать самому, не сваливая вину на ближних, за все свои подлости и глупости – выше человеческих сил! Я не гений какой-нибудь. Просто король, какими пруд пруди. Ну и довольно об этом! Все стало ясно. Вы меня знаете, я – вас: можно не притворяться, не ломаться. Чего же вы хмуритесь? Остались живы – здоровы, ну и слава Богу… Чего там…»
Боюсь, что фантастический «попаданец»-театрал, узревший образ шварцевского «короля» и не уразумевший потаенный смысл пьесы, в Древнем Ханаане пройдет мимо шатров праотца Авраама и на улицах Сигора не приметит устало бредущего праведного Лота. Общество героев Шварца – это и общество самого «попаданца». Не забываем, что он – наш невоцерковленный современник. И подобные «короли» из «Обыкновенного чуда» ему встречаются даже среди знакомых или соседей. Да и сам «попаданец» вполне может служить «оценщиком в ломбарде».
Фантастика – литература хорошая, но лучше читать Е.Л. Шварца. И гораздо полезнее открыть Библию, где есть строки: «…Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22, 17-18).
А родословие Господа нашего Иисуса Христа в Евангелии от Апостола Матфея начинается с праведного Авраама…

Александр Гончаров,
кандидат филологических наук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 3 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ